Низкий старт: как Ленобласти создать свою Силиконовую долину
Власти Ленобласти собираются принять закон «О промышленной политике». В отличие от Петербурга, где такой документ существует уже шесть лет, область занялась созданием четких правил для промышленников только сейчас, когда вступил в силу федеральный закон "О промышленной политике в Российской федерации", побуждающий субъекты РФ создавать аналогичные региональные законы. Хотя необходимость иметь такой закон у Ленобласти возникла давно. Уже несколько лет промышленный комплекс занимает третью часть в формировании ВРП региона, доля налоговых платежей предприятий производственного сектора составляет около 80% налоговых доходов областного бюджета. В промышленности занята третья часть работающих в экономике Ленинградской области.
Зачем нужна промышленная политика
Опыт развитых стран показал, что качественная промышленная политика может существенно повысить эффективность промышленного производства и конкурентоспособность продукции на мировых рынках.
Например, в США на основе полученных данных с учетом имеющихся прогнозов осуществляется корректировка государственных приоритетов и перенаправление финансовых потоков, обеспечивающих развитие научных исследований в приоритетных секторах.
В качестве инструмента реализации промышленной политики США используется Федеральная контрактная система, позволяющая финансировать допроизводственные стадии инновационного цикла и поддерживать научные исследований корпоративного сектора
Результат – бурное развитие инновационных технологий (эффект Силиконовой долины, появление которой – прямой результат промышленной политики государства) развитие инновационных кластеров и в качестве новейших тенденций – стимулирование репатриации производства на территорию США – так называемый бэк- сорсинг.
Основная цель промышленной политики правительства Японии - формирование такой бизнес-среды, которая обеспечит национальным промышленным компаниям дополнительную конкурентоспособность на глобализирующихся рынках. Главный инструмент - меры по поддержке экспорта промышленной продукции. Результат – беспрецедентный рост экспорта японских компаний, экспансия японских товаропроизводителей на мировых рынках.
Не без дефектов
Смысл подготовленного Ленобластью законопроекта в том, чтобы создать нормативно-правовые рамки для промышленной политики, которую властям только предстоит сформировать и реализовывать. Что касается текста законопроекта, то никаких революционных новаций он не содержит. Все его положения понятны и предсказуемы.
В то же время можно отметить некоторые недостатки законопроекта. К примеру, в документе недостаточное внимание уделено проблемам развития кластеров, которые в настоящее время являются одним из самых эффективных способов организации промышленного производства.
Проблемы с исполнением
При всех возможных достоинствах будущего закона его полезность будет определяться качеством исполнения. С этим в России большие проблемы на всех уровнях власти. Ленобласть исключением не является. В частности, исполнение существующих программ поддержки бизнеса оставляет желать лучшего. С этим нужно очень серьезно работать: внедрять систему мониторинга, контроля за реализацией программ, в том числе, оперативного. Пока этот вопрос открыт.
Опыт Петербурга показывает, что все-таки при всех дефектах исполнения польза от такого рода нормотворчества есть. Другое дело, что программы, направленные на развитие промышленности, оказались недостаточно действенными. Доходило до того, что выделенные бюджетом средства оказывались неосвоенными.
Впрочем, в Ленобласти ситуация несколько иная. Позиция промышленников здесь хорошо слышна и, видимо, они имеют эффективные рычаги воздействия на власть. Этому способствует и ряд объективных факторов, таких как отсутствие проблем с нехваткой земельных участков для новых промзон; необходимостью вывода устаревших, экологически вредных производств из густонаселенных территорий; нет острой проблемы заброшенных территорий, которые нуждаются в реновации. Поэтому Ленобласть сейчас имеет хороший шанс создать актуальные и действенные правила игры для промышленного бизнеса.
Согласовать усилия
В дальнейшем при формировании промышленной политики необходимо объединять усилия Петербурга и Ленобласти для развития промышленности региона. Потому что те ресурсы, которых не хватает в городе, есть в области и наоборот. Нужна согласованная промышленная политика. Она принесет пользу всем.
Особо важным можно назвать совместное решение общих проблем на территории петербургской агломерации, где промзоны города и области нередко соприкасаются. Были случаи, когда отсутствие такого согласования, особенно в части развития инженерной инфраструктуры, ограничивало возможности реализации крупных промышленных проектов. Координация усилий соседних регионов особенно важна в условиях отсутствия в федеральном законодательстве механизма «горизонтального» бюджетного трансфера, что очень затрудняет развитие инфраструктуры, необходимой для реализации крупных проектов на приграничных территориях.
Впрочем, в последнее время в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" законодательно закреплено понятие «макрорегион». При этом предусматривается возможность согласованного социально-экономического развития больших территорий, включающих несколько субъектов РФ. Сейчас на этой законодательной базе разрабатывается концепция развития Северо-Запада как макрорегиона. Для реализации подобных концепций федеральные власти хотят предусмотреть специальные федеральные программы с соответствующим федеральным финансированием. Это снимет проблему отсутствия горизонтальных трансферов. Если все это будет сделано, можно будет говорить о полноценном сотрудничестве на межрегиональном уровне.
Точка зрения автора статьи может не совпадать с мнением редакции.