Наместник Валаамского монастыря хочет ограничить использование смартфонов
Наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий обеспокоен популярностью смартфонов среди молодых монахов. Об этом он сообщил в интервью газете «Аргументы и факты». Священнослужитель призывает монахов отказаться от использования телефонов в личных целях, хотя сам пользуется смартфоном.
По словам наместника, гаджеты негативно влияют на людей. «Ведь недаром на этой штуке (указывает на свой смартфон) нарисовано надкусанное яблоко - это действительно возвращает нас в те времена, когда Адам и Ева грешили перед Богом», - поясняет епископ.
По мнению наместника Валаамского монастыря, монах уходит из мира, а электронный гаджет вновь возвращает его обратно. «Эта проблема сегодня есть везде, в том числе и на греческом Афоне. Они там ведут блоги, общаются на форумах, шлют по сетям «многая лета», воззвания и анафемы… Но все это абсолютно противоречит монашеству», - говорит епископ Панкратий. При этом он подчеркивает, что у монахов на Афоне телефоны не свои, а монастырские. «Им выдают их, простите, как носки на складе, кружку-ложку и другие необходимые вещи. Тоже без камеры и интернета, самую простую и дешевую модель. Только для дела. Началось у монаха какое-то конкретное послушание - ему выдают телефон, закончилось - забирают», - объясняет епископ Панкратий.
Такую же схему использования телефонов он предлагает сделать и в российских монастырях. «Все эти смартфоны, большие дисплеи - огромный соблазн, особенно для молодых монахов. Мне часто приходится слышать от них на исповедях, что вот, мол, опять бес попутал с этим интернетом… Один послушник даже уехал с Валаама из-за того, что просто погряз в Сети, и мир его притянул снова. И я даже считаю, что для современного монашества это один из главных вызовов», - рассказывает он.
Настоятель также высказался против ведения священнослужителями блогов в социальных сетях. «Монастырь может и должен вести просветительскую, проповедническую деятельность в интернете. Мы это делаем, у нас есть страницы в «Фейсбуке» и в других социальных сетях, свой сайт. То же самое и в других православных монастырях, например в Оптиной пустыни. Этим занимается братия, таково их послушание, но не личная прихоть. Монаху позволяется вести деятельность в сети по благословению, к примеру, игумена. Но по собственной воле - нельзя», - утверждает епископ.
При этом настоятель признался, что сам он пользуется интернетом. «Действительно удобно: и погоду можно узнать - какой прогноз на завтра, плыть по Ладоге на катере или не плыть, новости о том, что происходит в патриархии и в мире. Удобно руководить, читать и отправлять письма», - добавляет епископ Панкратий.
Инициатива епископа Панкратия не удивила историка церкви, профессора кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ Сергея Фирсова. По его словам, монаху нужен телефон только в том случае, если он выполняет послушание и выезжает из монастыря. Если же речь идет о монастыре, где монах живет, «спасая душу и молясь за весь мир», то телефон ему не нужен. «Монах живет в одном месте и никуда не уходит, он ходит на послушание и в храм. Если же монах живет в миру, вопрос совершенно другой...», - говорит религиовед.
По церковным уставам, говорит С.Фирсов, монах должен подчиняться наместнику монастыря, и если наместник считает, что телефон вредит монаху, тот должен подчиняться. «Монастырь - это особый мир, и многие вещи, которые кажутся в светской жизни необходимыми, там таковыми не являются», - сказал С.Фирсов.