Лента новостей
WSJ узнала о краже китайскими хакерами секретных данных ВМС США 01:05, Общество Маршруты российские: какие риски несет проект о суверенном Рунете 00:38, Технологии и медиа СК объявил в розыск гендиректора хлебозавода в Москве 00:28, Бизнес Девелоперская компания ВТБ запланировала провести делистинг 14 дек, 23:48, Бизнес Президент Сербии попросил созвать СБ ООН из-за ситуации в Косово 14 дек, 23:46, Политика СМИ узнали о попытке США заставить Deutsche Telekom отказаться от Huawei 14 дек, 23:45, Политика Самолет британских ВВС провел разведку у побережья Черного моря 14 дек, 23:10, Общество Министр предложил властям Украины запретить поезда в Россию 14 дек, 22:24, Политика СБУ обвинила Россию в попытках через соцсети вмешаться в выборы 14 дек, 22:21, Политика Посольство России обвинило Лондон в помехах увеличению числа дипломатов 14 дек, 22:19, Политика Чему можно научить свой умный дом 14 дек, 22:06, РБК и «Ингосстрах» Экс-главе РАО предъявили обвинение в мошенничестве 14 дек, 21:30, Общество Суд счел законным отказ в заведении дела об исчезновении 27 жителей Чечни 14 дек, 21:24, Общество СМИ узнали о признании Роналду вины в деле об уклонении от налогов 14 дек, 21:15, Спорт Игра на упреждение: зачем ЦБ повысил ключевую ставку второй раз за год 14 дек, 21:08, Финансы «Надо начинать бизнес в России»: Сергей Колесников в проекте «Герои РБК» 14 дек, 21:00, Свое дело  У вице-губернатора Псковской области нашли вид на жительство в Эстонии 14 дек, 20:52, Общество Американской PepsiCo разрешили продать завод в Ессентуках 14 дек, 20:34, Бизнес В гостях у сказки: куда съездить на праздники с детьми 14 дек, 20:33, РБК и Mitsubishi Outlander Меркель объяснила решение Евросоюза по санкциям против России 14 дек, 20:25, Политика ЦБ оценил влияние маневра в нефтяной отрасли на стоимость бензина 14 дек, 20:19, Экономика Хозяин бренда Louis Vuitton купит владельца отеля в Петербурге 14 дек, 20:03, Бизнес Искусственный интеллект: с чего начать знакомство 14 дек, 20:03, РБК и Lexus Генпрокуратура отчиталась о выполнении просьбы Путина по правозащитнику 14 дек, 20:02, Политика Спортивный стиль: в каких кроссовках можно ходить зимой 14 дек, 19:39, Партнерский материал Силуанов отказал Минску в компенсации в $310 млн за налоговый маневр 14 дек, 19:39, Экономика ДНР заявила о приведении в боевую готовность всех воинских частей 14 дек, 19:34, Политика Росстат объяснил перерасчет стоимости оливье 14 дек, 19:12, Общество
Упущенный шанс: что потеряла Россия с продажей «Транзаса»
Санкт-Петербург и область, 22 мар, 13:30
0
Упущенный шанс: что потеряла Россия с продажей «Транзаса»

На днях стало известно, что один из крупнейших мировых производителей навигационного программного обеспечения для морского судоходства — петербургская компания Transas («Транзас») — перейдет под контроль финского холдинга Wartsila. РБК Петербург спросил у экспертов, как может сказаться на российской судостроительной отрасли переход ключевого игрока на рынке морской навигации в собственность иностранной корпорации.

Генеральный директор «Ланит-Терком», профессор СПбГУ Андрей Терехов:

«Покупка «Транзаса» финской компанией — это потеря. Проблема даже не в том, что крупная, признанная на глобальном рынке российская компания вдруг стала не российской, и интеллектуальная собственность из России уплыла. Главная неприятность заключается в зависимости ряда серьезных российских организаций от продукции «Транзаса». Компания обладает уникальными технологиями, аналогов которым на российском рынке фактически нет. Станут ли теперь российские госкомпании, особенно, связанные с оборонным сектором, заказывать «Транзасу» ту или иную продукцию? Сомневаюсь.

Дело в том, что «Транзас» — это типичный монополист рынка бортового программного обеспечения, по крайней мере, по ряду сегментов. Мы сами во многом поспособствовали развитию этой монополии, а теперь монополиста купила финская компания — и все вздрагивают.

Станут ли теперь российские госкомпании, особенно, связанные с оборонным сектором, заказывать «Транзасу» ту или иную продукцию? Сомневаюсь

Этот прецедент в очередной раз доказывает, что пытаться сохранить «национальность» за интеллектуальными технологиями — невозможно. Мы не можем сказать, что теорема Колмогорова — это русская теорема, а теорема Коши — французская. Вся математика — это универсальная наука. Поэтому я бы не стал выпячивать национальную принадлежность тех или иных разработок.

Но продажа «Транзаса» — это отличный повод нарушить его монополию и вовлечь в разработку навигационного ПО альтернативные российские компании, тем более что игроки с соответствующими компетенциями на российском рынке есть. Перераспределение госзаказа от и так уже состоятельного «Транзаса» к менее известным разработчиками станет однозначным плюсом для рынка».

Президент софтверной Ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров:

«Транзас» имел реальный шанс стать визитной карточкой всего российского бизнеса на мировой арене — стать брендом уровня Kaspersky, Yandex и т.д. Поэтому переход компании в собственность финского холдинга — негативное для России событие. Мы уже не сможем использовать имя «Транзаса» как историю успеха российской компании на глобальном рынке. Россия будет играть в достижениях группы уже вторую, если не третью-четвертую, роль.

Несмотря на то, что в сфере IT с формальной точки зрения в принципе уже давно не существует чисто американских, немецких, французских или русских компаний, на уровне ассоциаций все прекрасно понимают, что Mercedes — это немецкий бренд, Nokia — финский, Apple — американский и т.д. У нас был шанс превратить «Транзас» в мощный русский бренд уровня Nokia, но мы его потеряли. И это удар по имиджу России.

«Транзас» имел реальный шанс стать визитной карточкой всего российского бизнеса на мировой арене — стать брендом уровня Kaspersky, Yandex. Но мы его упустили

С другой стороны, если абстрагироваться от национальных интересов и взглянуть на событие беспристрастно — то покупка «Транзаса», безусловно, положительное событие. Компания получит новые возможности для развития — финансовые ресурсы, экспертизу крупного мирового холдинга, выход на новые рынки и к новым клиентам, которые ранее были недоступны в силу ярко выраженной национальной принадлежности «Транзаса». То есть, для мирового прогресса, это, конечно, плюс».

Заместитель генерального директора «Транзас» Александр Пинский:

«Сейчас «Транзас» реализует один из проектов в рамках «дорожной карты» рынка морских интеллектуальных систем (Маринет) Национальной технологической инициативы (НТИ). В связи с тем, что проекты НТИ могут исполнять только российские компании с российским капиталом, руководство «Транзаса» обратилось в рабочую группу Маринет НТИ и РВК с предложением о расторжении контракта с Фондом поддержки НТИ и полном возврате всех средств государственной поддержки, выделенных для реализации проекта в 2016-2018 гг.

Вместе с тем, руководитель рабочей группы Маринет Сергей Генералов рассчитывает, что новый собственник продолжит участие компании в развитии технологий цифровой навигации в России. Это будет способствовать реализации совместных проектов с Финляндией и другими европейскими странами, а также расширит возможности международной кооперации участников Маринет в области цифровой навигации, инновационного судостроения и технологий освоения ресурсов океана.

Кроме того, важно помнить, что цель НТИ — распространение разработок российских компаний за рубежом, продвижение созданных в рамках НТИ продуктов за пределами России. Это должно обеспечить влияние российских технологий на формирующийся ландшафт нового глобального технологического уклада и одновременно стимулировать развитие высоких технологий внутри страны.

Сделка должна обеспечить влияние российских технологий на формирующийся ландшафт нового глобального технологического уклада

В этом смысле сделка между «Транзасом» и Wartsila, безусловно, будет способствовать распространению создаваемых в Маринет решений через кооперационные связи, а также развитию человеческого капитала и компетенций в России: центр разработок «Транзаса» в Санкт-Петербурге не только продолжит свою работу, но и будет расширяться. Результаты интеллектуальной деятельности, технологии, которые разрабатывались этим центром в рамках НТИ, а также компетенции сохранятся в нем, в Санкт-Петербурге, в России».​


Позиция спикеров может не совпадать с мнением редакции.