Ленобласть оказалась бессильна перед нечестными застройщиками
Чиновники Ленобласти признаются, что они почти бессильны в борьбе с недобросовестными застройщиками, при строительстве новых домов не соблюдающим соцнормативы (по числу мест в школах и детсадах) и нормы благоустройства (по количеству парковочных машиномест, размерам рекреационных территорий и плотности дорожной сети). Единственный выход из сложившегося тупика — договариваться со стройкомпаниями по-хорошему.
Дело в том, что многие проекты, которые сейчас реализуются в регионе, при всех отклонениях от нормативов юридически неуязвимы — из-за того, что они уже имеют на руках разрешения на строительство.
Об этом, среди прочего, шла речь на вчерашнем заседании Градсовета Ленобласти. В частности, чиновники обсуждали проекты планировки и межевания предназначенной под жилищную застройку территории поселка Новоселье в Аннинском сельском поселении, а также заявки компаний "Петросталь" и "Инвесткапитал", реализующих проекты в Мурино, на отклонение от региональных нормативов градостроительного проектирования (РГНП).
Застройщики просили разрешить им превысить нормативы по предельной этажности возводимых зданий и плотности застройки. Надежды заявителей связаны с вышедшим в середине февраля постановлением правительства Ленобласти, которое позволяет застройщикам в отдельных случаях отклоняться от региональных нормативов.
Выполнение соцнормативов, как известно, является условием выдачи разрешений на отклонение от норм этажности и плотности застройки. Все три проекта, по мнению примерно трети членов Градсовета, имеют в этом смысле существенные недостатки (по числу мест в школах, по числу парковочных машиномест и др.).
Но вице-губернатор Георгий Богачев призвал членов Градсовета к терпимости, учитывая пикантность ситуации. Он напомнил, что юридически оба проекта в Мурино неуязвимы. Еще при бывшем губернаторе Валерии Сердюкове они получили все необходимые согласования и разрешения на строительство, и оно идет там полным ходом. Лишь в результате переговоров сейчас застройщики согласились изменить проекты, приблизив их параметры к нормативам.
Согласованный проект "Инвесткапитал", к примеру, предусматривал вдвое больший объем жилья, по сравнению с нынешним, откорректированным, вариантом. "Там не было ни школ, ни детсадов – ничего, -- напоминает Г.Богачев. – Там идет стройка и органы власти, особенно областные, далеко не все процессы в силах остановить. Но нам нужно обеспечить жителей социальной инфраструктурой. Мы готовы к компромиссам. У нас единственный выход – договориться с застройщиками, чтобы они построили школы и детские сады. Но мы же должны им что-то предложить взамен". Такой частичной компенсацией и является разрешение на отклонение от РНГП. "И мы сейчас вовсе не утверждаем проекты планировки и межевания, - напоминает вице-губернатор, - Они будут рассматриваться отдельно. Сейчас – только отклонения от РНГП".
"Разумеется, рассмотренные нами проекты далеки от идеала, но они значительно лучше тех, что реализуются сейчас. Для сравнения приглашаю всех в Бугры. Посмотрите, как работает уважаемая шведская компания NCC. По сравнению с ними рассмотренный сегодня проект в Новоселье – этой рай", - говорит Г.Богачев.
"Ситуация тяжелая. Мы будем, конечно, рекомендовать правительству удовлетворить заявки на отклонение по проектам в Мурино. Но сегодняшняя критика их проектов -- урок на будущее всем остальным: отклонения будут допускаться лишь в исключительных случаях. Запросы, представляемые без достаточных оснований, не будут удовлетворяться", -- пообещал вице-губернатор.
Напомним, что областные власти, опираясь на Градкодекс, разрешающий отклоняться от нормативов в исключительных случаях, согласны допускать только превышение плотности застройки и высоты зданий. Но требуют скрупулезного исполнения социальных нормативов – по числу мест в школах, детсадах, поликлиниках, по числу машиномест на придомовых парковках и т.п. на 1 тысячу жителей, а также по площади дорожной сети. Это значит, что если застройщики хотят построить больше квадратных метров жилья и продать их большему числу граждан, то им придется обеспечить соответствующее нормативам большее число мест в школах, детсадах и т.д. Социальная инфраструктура должна создаваться за счет застройщиков. Впоследствие областные власти намерены ее постепенно выкупать.