Петербург станет центром перевалки тонн таможенных бумаг
Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) сообщило о переезде Центра электронного декларирования (ЦЭД) Балтийской таможни из порта «Бронка» в Петербург. Он начнет свою работу на Двинской улице 25 февраля.
По плану СЗТУ, в марте сменить дислокацию должен еще один подобный центр — Санкт-Петербургский ЦЭД, принадлежащий Санкт-Петербургской таможне. К концу 2019 года таможенное оформление всех грузов СЗФО должно переместиться в Петербург, где будут созданы две «электронные таможни» (упомянутые ЦЭДы станут их структурными подразделениями). И тогда, утверждают эксперты, весь таможенный бумагооборот, составляющий 90% всех таможенных процедур, будет сосредоточен в Петербурге.
Важно, но не принципиально
Переезд ЦЭДов с частных площадок на федеральные важен в двух аспектах. Во-первых, снижается вероятность протекционизма и коррупции, которые всегда присутствуют при размещении госорганов на территориях частных фирм. Это особенно актуально для Балтийской таможни, так как в свое время размещение ЦЭДа в Бронке вызвало серьезный конфликт среди стивидоров, разрешать который пришлось первому вице-премьеру. Так что передислокация Балтийского ЦЭД с территории порта «Бронка» частной компании «Феникс», как и «Санкт-Петербургского» ЦЭД с частного терминала компании «Тамарикс» на Московском шоссе, в федеральные площадки поможет избежать соблазнов.
Во-вторых, по мнению члена правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» (гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД) Юрия Ковалева, такой переезд означает, что Федеральная таможенная служба (ФТС) наконец определилась с концепцией таможенного оформления. Из всех существующих вариантов, похоже, выбран тот (изложен в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»), что предусматривает централизованное оформление в 16 электронных таможнях на всю Россию. В СЗФО будет две электронные таможни. ЦЭДы станут их структурными подразделениями. Один — на Двинской улице в составе Балтийской электронной таможни (самая крупная в РФ) будет работать с товарами, прибывающими в СЗФО морским транспортом. Второй (на основе «Санкт-Петербургского» ЦЭД) — в составе вновь создаваемой Северо-Западной электронной таможни будет работать со всеми остальными товарами в СЗФО. Место размещения пока не определено.
Все таможни получат статус «таможен фактического контроля» и их таможенные посты будут производить только операции, не связанные с декларированием, то есть осуществлять только процедуры фактического контроля. Оформление деклараций будет происходить только в ЦЭДах электронных таможен. Такое решение было принято еще год назад, но участники ВЭД подозревали, что оно не окончательное и может быть отменено, как происходило не раз. В данном случае отмена могла быть связана с кадровыми проблемами при организации ЦЭДов: таможенники из закрываемых постов не хотят переезжать в другие города на невысокую зарплату. Теперь решение подкреплено конкретным бюджетным финансированием, так что изменить его уже вряд ли возможно.
Петербург завалят бумагами
ЦЭДы станут точками роста новых «электронных таможен». Но электронным в них будет только декларирование грузов. Все остальные таможенные процедуры пока на 90% фиксируются на бумаге. Любые обращения, заявления или жалобы надо сдавать в бумажном виде и ждать ответа до месяца (по закону о госслужбе). Кроме того, если таможенники хотят проверить декларацию, требуют представить оригиналы каких-то документов, например, оригинал сертификата происхождения товара, то участники ВЭД должны лично привезти бумаги таможенникам. «По моим оценкам, бумаги требуется представлять в каждом десятом случае оформления груза», — говорит Ковалев. Сейчас в рамках экспертно-консультативного совета при ФТС идет разработка стандарта совершения таможенных операций, предусматривающего сокращенные сроки рассмотрения обращений и взаимодействия в электронном виде. Но процесс далек от завершения, свидетельствует Юрий Ковалев, являющийся координатором со стороны делового сообщества комиссии по совершенствованию таможенного администрирования и IT-технологий.
А пока количество мест оформления грузов сокращается день за днем. И это плохо, так как внедрение безбумажного документооборота за ним не поспевает. Если электронное декларирование можно совершить из любого места, то привести бумагу можно только в конкретную таможню. Сейчас предприниматель из Мурманска может все оформить (и подать декларацию, и привезти бумаги) у себя, в Мурманской таможне — даже если его груз пересек границу в зоне ответственности Псковской таможни. По словам Ковалева, ФТС планирует до конца 2019 года закрыть оформление на всех таможнях СЗФО и централизовать его в Петербурге, в электронных таможнях. Если это произойдет, а бумажный оборот останется, то придется возить бумаги либо в Петербург, либо в место нахождения товара (на пост оформления груза на границе). То есть, если груз проехал через псковский таможенный пост, то предпринимателю из Мурманска придется ехать за 1 тыс. км в Петербург или на псковскую границу, что серьезно увеличит его издержки.
Бумажный консерватизм
Наличие бумажного документооборота является сейчас, по-видимому, самым серьезным дефектом российского таможенного делопроизводства. Законодательство до сих пор прямо предписывает обязанность участников ВЭД в некоторых случаях лично предъявлять оригиналы документов. В других случаях можно направить документ почтой (обычной или даже электронной), но ответ можно ждать месяц. А если с бумагами по кабинетам ходит живой представитель декларанта, то всю процедуру можно проделать гораздо быстрее.
В развитых странах ничего подобного нет — все делается в электронном виде, с помощью электронной подписи. Только один раз надо явиться лично и зарегистрироваться участником ВЭД. В России тоже есть институт электронной подписи (ЭП). Правда, каждое ведомство устанавливает свой формат для нее, так что с ЭП, признаваемой таможней, заявителя не примут в налоговой. Разговор об унификации идет уже много лет, но пока ничего не меняется. Формально ЭП признается, но на практике ее использование ограничено, потому что законодательство, написанное много лет назад, под нее не приспособлено.
Чтобы это сделать, надо поменять сотни нормативных актов. Кроме того, надо сделать электронный сервис. Для этого есть масса возможностей: платформа электронного декларирования, куда можно вставить дополнительные функции; личные кабинеты у участников ВЭД; подключение таможенных сайтов к порталу госуслуг. «Но любая доработка программного продукта представляет для ФТС целую проблему. Надо сформировать бюджет, предусмотреть госзакупку, провести конкурс на ее исполнение. Вообще, цифровизация таможенных процедур идет очень медленно, электронные сервисы вводятся «в час по чайной ложке», — говорит Юрий Ковалев. Только механизм оплаты продвигается в электронной форме и то лишь потому, что в этом участвуют банки.
«За оставшиеся два года нужно обновить нормативную базу: оставить то, что соответствует современным требованиям, а остальное сдать в архив», — распорядился президент России Владимир Путин 20 февраля при оглашении своего послания к Федеральному собранию РФ. Если его распоряжение будет исполнено, многие проблемы таможенного администрирования в России радикально упростятся или вообще исчезнут.