Лента новостей
Кремль оценил последствия предстоящих санкций США против России 14:19, Политика Как частные инвесторы модернизируют сектор ЖКХ 14:15, РБК и Сбербанк В испанском нацпарке умер российский турист 14:09, Общество Обвинившую Вайнштейна итальянскую актрису уличили в домогательствах 14:03, Общество Умер маскировавший в блокадном Ленинграде соборы альпинист Михаил Бобров 14:00, Общество СГМ Ротенберга построит 300 км подводов к «Северному потоку-2» 13:59, Бизнес МВД разработало законопроект по легализации заключенных без гражданства 13:58, Общество Pepsi купит израильскую компанию по производству сифонов за $3,2 млрд 13:57, Quote Биржа Coinone добавила Tezos: токен подорожал на 20% 13:52, Крипто Насколько российские предприятия неэффективны по расходу электроэнергии 13:51, РБК и Schneider Electric При обыске у замглавы РКК «Энергия» обнаружили 500 тыс. меченых рублей 13:46, Общество «Монако» официально представил Александра Головина 13:43, Спорт В Чечне неизвестные напали с оружием на отдел полиции 13:41, Общество ФАС возбудила дело против Росрыболовства из-за квот на иваси и анчоусы 13:34, Общество Квартира под пентхаусом Трампа выставлена на продажу в Нью-Йорке 13:29, Недвижимость «МегаФон» профинансирует выкуп своих акций в размере до ₽117 млрд 13:26, Технологии и медиа В Москве перекроют движение около мечетей из-за Курбан-байрама 13:21, Общество На Ямале мужчина через окно сбежал с составленным на него уголовным делом 13:19, Общество Синоптики предупредили о грозе и ливне 21 августа в Москве 13:16, Общество «Рособоронэкспорт» поставил за рубеж продукцию на $7 млрд 13:09, Политика В Ираке рухнул военный вертолет США 13:08, Общество Машина для Маяковского: как поэт выбрал первый автомобиль 13:00, РБК и Renault Небезопасные биржи и недооцененный Litecoin: главное из мира криптовалют 12:59, Крипто Французская Total ушла из Ирана из-за санкций США 12:57, Политика «Краснодар» закрыл вход на стадион бросавшим бутылки болельщикам 12:54, Спорт В МВД рассказали о планах по ужесточению наказания за езду без прав 12:51, Авто
Петербургские фастфуд-рестораны ожидают массовых сокращений
Санкт-Петербург и область, 22 янв, 17:37
0
Петербургские фастфуд-рестораны ожидают массовых сокращений
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Крупнейшие сети ресторанов быстрого питания, работающие в Петербурге, активно внедряют киоски самообслуживания. «Бургер Кинг Россия», например, рассчитывает в горизонте трех лет довести долю цифровых платформ в совокупной выручке до 80%. Аналогичные планы имеют и другие игроки фастфуда. Как пояснил основатель сервиса облачного документооборота для ресторанов DocsInBox Леонид Комиссаров, «кассир не создает в ресторанном бизнесе никакой ценности», поэтому оборудование общепита киосками самообслуживания неминуемо обернется массовыми сокращениями.

Один к трем

О запуске пилотных проектов в размещении терминалов самообслуживания РБК Петербург сообщили представители сетей «Буше», «Теремок» и «Чайникофф». В «Теремке», например, рассчитывают, что пропорция терминалов самообслуживания в ресторанах составит одна машина на 2-3 «живые» кассы.

В российских подразделениях Макдоналдс, Subway и KFC запрос РБК Петербург оставили без ответа.

Справка

По оценкам РБК Исследования рынков, в России работает порядка 15 тыс. сетевых ресторанов. По мнению Комиссарова, порядка 80% из них — это рестораны быстрого питания, в каждом из которых ежедневно трудятся в среднем по 3 кассира.

Арифметика взрыва

Как объясняет Комиссаров, в настоящий момент распространению киосков самообслуживания на массовом рынке препятствует их относительно высокая стоимость. «Как только киоски подешевеют тысяч до 150 (сейчас стоимость в среднем составляет 350 тыс. руб.) — рынок взорвется. Стандартное рабочее место кассира в фастфуде — моноблок, сенсорный экран и проч. — сейчас стоит около 100-120 тыс. Если киоск самообслуживания будет стоить примерно столько же, то кассиры просто потеряют смысл. Зачем платить зарплаты по 300-350 тыс. в год, если можно не платить?» — говорит Комиссаров.

Эту точку зрения разделяет генеральный директор сети кофеен «Чайникофф» Михаил Гусейнов. Его компания также активно работает над введением в оборот цифровых платформ — как терминалов самообслуживания, так и мобильного приложения.

По мнению Гусейнова, стоп-фактором для рынка является не столько цена киосков самообслуживания, сколько нехватка практики их использования. «Разработчики предлагают зачастую недоработанный софт — может не работать кнопка заказа, или оформленный заказ может просто потеряться. К тому же, чтобы понять, какой именно интерфейс нужен потребителю, требуется время. По нашему опыту, больше всего денег и сил уходит даже не на запуск «цифры», а ее тестирование», — сказал Гусейнов в разговоре с РБК Петербург.

Доля заказов, оформляемых через цифровые платформы, на рынке кофеен в ближайшие годы может достичь двузначных показателей, прогнозирует ресторатор. «Все зависит от формата, но в среднем, я полагаю, на киоски и мобильные приложения будет приходиться порядка 20-30% выручки», — прогнозирует Гусейнов.

Жертвы прогресса

Впрочем, на вопрос о возможных сокращениях персонала рестораторы не дают прямого ответа. В «Бургер Кинге», например, сообщили, что рассматривают переход на цифровые платформы прежде всего как способ увеличить продажи, а сокращение расходов не является приоритетной задачей. Аналогичным образом ответили представители сетей «Буше», «Теремок» и «Чайникофф».

Однако по мнению Комиссарова, переход на цифровые платформы неизбежно приведет к массовым сокращениям. «Кассир в принципе создает очень мало ценности. Он все отрабатывает по скрипту. Считается, что кассир может поспособствовать доппродажам, потому что он живой, улыбается. Однако, на мой взгляд, с тем же успехом можно допродавать через машину, тогда как кассир наоборот может внезапно «включить личность» и спугнуть клиента», — объясняет специалист.

Общий тренд

Отметим, что тенденция к переходу на обслуживание без кассиров характерна не только для ресторанного бизнеса, но и для ретейла. Уже несколько лет кассы самообслуживания работают в магазинах крупнейших российских продовольственных ретейлеров — «Ленте», «Магните», X5 Retail Group, «О’КЕЙ» и др.

Пример радикального подхода к использованию цифровых платформ в обслуживании клиентов подала американская компания Amazon. Как уже писал РБК, онлайн-ретейлер открыл в Сиэтле (штат Вашингтон) первый магазин вообще без касс — его покупатели могут просто брать товар с полок и отправляться домой, не стоя в очередях к кассиру или терминалам самообслуживания.

Для совершения покупок посетителю надо быть зарегистрированным клиентом онлайн-магазина Amazon, а перед входом в магазин сосканировать код из приложения на смартфоне. Счет за купленные товары будет выставлен через аккаунт покупателя в интернет-магазине Amazon.

Идентификация покупателей в магазине осуществляется с помощью установленных на потолке камер и электронных сенсоров, которые позволяют компьютеру «узнавать» людей и определять товары, которые они берут с полок. Пока ретейлер не объявлял о планах массового внедрения новой технологии, однако многие отраслевые эксперты не сомневаются, что она произведет революцию в сфере услуг.