Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 09:00
Аналог Международной космической станции в Арктике подорожал в 2,5 раза Бизнес, 09:00
Что такое «очень престижные номера» для автомобилей Партнерский проект, 08:49
Экс-президент Трамп назвал США «страной упадка» Политика, 08:37
Джонсон призовет лидеров G7 не допустить «усталости» от поддержки Украины Политика, 08:19
Более половины россиян заявили о планах обучаться без помощи работодателя Общество, 08:00
Мэр Киева сообщил о взрывах Политика, 07:21
Грузовое судно с россиянами на борту загорелось у берегов Японии Общество, 07:13
Синоптик допустила температурный рекорд в Москве 27 июня Общество, 06:41
Один человек погиб при наезде автомобиля на толпу пешеходов в Нью-Йорке Общество, 06:17
Bloomberg узнал о подготовке ФРГ населения и бизнеса к «трудным временам» Политика, 05:53
Компании Франции призвали «немедленно» сократить потребление энергии Политика, 05:02
Премьер Бельгии заявил об «эффекте домино» из-за проблем с газом в ФРГ Экономика, 04:56
Джонсон заявил об уверенности в сохранении поста до середины 2030-х годов Политика, 04:20

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербургские фастфуд-рестораны ожидают массовых сокращений

Фото: Роман Пименов/Интерпресс
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Крупнейшие сети ресторанов быстрого питания, работающие в Петербурге, активно внедряют киоски самообслуживания. «Бургер Кинг Россия», например, рассчитывает в горизонте трех лет довести долю цифровых платформ в совокупной выручке до 80%. Аналогичные планы имеют и другие игроки фастфуда. Как пояснил основатель сервиса облачного документооборота для ресторанов DocsInBox Леонид Комиссаров, «кассир не создает в ресторанном бизнесе никакой ценности», поэтому оборудование общепита киосками самообслуживания неминуемо обернется массовыми сокращениями.

Один к трем

О запуске пилотных проектов в размещении терминалов самообслуживания РБК Петербург сообщили представители сетей «Буше», «Теремок» и «Чайникофф». В «Теремке», например, рассчитывают, что пропорция терминалов самообслуживания в ресторанах составит одна машина на 2-3 «живые» кассы.

В российских подразделениях Макдоналдс, Subway и KFC запрос РБК Петербург оставили без ответа.

Справка

По оценкам РБК Исследования рынков, в России работает порядка 15 тыс. сетевых ресторанов. По мнению Комиссарова, порядка 80% из них — это рестораны быстрого питания, в каждом из которых ежедневно трудятся в среднем по 3 кассира.

Арифметика взрыва

Как объясняет Комиссаров, в настоящий момент распространению киосков самообслуживания на массовом рынке препятствует их относительно высокая стоимость. «Как только киоски подешевеют тысяч до 150 (сейчас стоимость в среднем составляет 350 тыс. руб.) — рынок взорвется. Стандартное рабочее место кассира в фастфуде — моноблок, сенсорный экран и проч. — сейчас стоит около 100-120 тыс. Если киоск самообслуживания будет стоить примерно столько же, то кассиры просто потеряют смысл. Зачем платить зарплаты по 300-350 тыс. в год, если можно не платить?» — говорит Комиссаров.

Эту точку зрения разделяет генеральный директор сети кофеен «Чайникофф» Михаил Гусейнов. Его компания также активно работает над введением в оборот цифровых платформ — как терминалов самообслуживания, так и мобильного приложения.

По мнению Гусейнова, стоп-фактором для рынка является не столько цена киосков самообслуживания, сколько нехватка практики их использования. «Разработчики предлагают зачастую недоработанный софт — может не работать кнопка заказа, или оформленный заказ может просто потеряться. К тому же, чтобы понять, какой именно интерфейс нужен потребителю, требуется время. По нашему опыту, больше всего денег и сил уходит даже не на запуск «цифры», а ее тестирование», — сказал Гусейнов в разговоре с РБК Петербург.

Pro
Фото: Shutterstock Конкурент торгует на маркетплейсе под вашим товарным знаком. Что делать
Pro
Фото: Unsplash На глубину: какие навыки фридайвера пригодятся в обычной жизни
Pro
Почему вместе с пандемией заканчивается мода на образовательные стартапы
Pro
Фото: Astrid Stawiarz / Getty Images for LinkedIn «Я как ниндзя в уличном бою»: Рэй Далио — о влиянии медитации
Pro
Фото: Shutterstock Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет
Pro
Фото: Shutterstock Microsoft или Netflix: кто станет лидером на рынке гейминга. Дайджест
Pro
Фото: Getty Images «Их мебель там сразу стали подделывать»: как IKEA покоряла Китай
Pro
Фото: Shutterstock Второй после Microsoft: почему Oracle на высоте, несмотря на рецессию

Доля заказов, оформляемых через цифровые платформы, на рынке кофеен в ближайшие годы может достичь двузначных показателей, прогнозирует ресторатор. «Все зависит от формата, но в среднем, я полагаю, на киоски и мобильные приложения будет приходиться порядка 20-30% выручки», — прогнозирует Гусейнов.

Жертвы прогресса

Впрочем, на вопрос о возможных сокращениях персонала рестораторы не дают прямого ответа. В «Бургер Кинге», например, сообщили, что рассматривают переход на цифровые платформы прежде всего как способ увеличить продажи, а сокращение расходов не является приоритетной задачей. Аналогичным образом ответили представители сетей «Буше», «Теремок» и «Чайникофф».

Однако по мнению Комиссарова, переход на цифровые платформы неизбежно приведет к массовым сокращениям. «Кассир в принципе создает очень мало ценности. Он все отрабатывает по скрипту. Считается, что кассир может поспособствовать доппродажам, потому что он живой, улыбается. Однако, на мой взгляд, с тем же успехом можно допродавать через машину, тогда как кассир наоборот может внезапно «включить личность» и спугнуть клиента», — объясняет специалист.

Общий тренд

Отметим, что тенденция к переходу на обслуживание без кассиров характерна не только для ресторанного бизнеса, но и для ретейла. Уже несколько лет кассы самообслуживания работают в магазинах крупнейших российских продовольственных ретейлеров — «Ленте», «Магните», X5 Retail Group, «О’КЕЙ» и др.

Пример радикального подхода к использованию цифровых платформ в обслуживании клиентов подала американская компания Amazon. Как уже писал РБК, онлайн-ретейлер открыл в Сиэтле (штат Вашингтон) первый магазин вообще без касс — его покупатели могут просто брать товар с полок и отправляться домой, не стоя в очередях к кассиру или терминалам самообслуживания.

Для совершения покупок посетителю надо быть зарегистрированным клиентом онлайн-магазина Amazon, а перед входом в магазин сосканировать код из приложения на смартфоне. Счет за купленные товары будет выставлен через аккаунт покупателя в интернет-магазине Amazon.

Идентификация покупателей в магазине осуществляется с помощью установленных на потолке камер и электронных сенсоров, которые позволяют компьютеру «узнавать» людей и определять товары, которые они берут с полок. Пока ретейлер не объявлял о планах массового внедрения новой технологии, однако многие отраслевые эксперты не сомневаются, что она произведет революцию в сфере услуг.

Авторы

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.