Лента новостей
Росстат отчитался о рекордном числе долгожителей старше 100 лет Общество, 04:56 ЛГБТ-группа сообщила об избиении в Подмосковье гея-таджика Общество, 04:19 СМИ узнали об отказе США от идеи урезать финансовую помощь другим странам Политика, 03:43 Захарова сравнила идею США о покупке Гренландии с присоединением Крыма Политика, 03:17 Россиянка Блинкова проиграла в четвертьфинале теннисного турнира в США Спорт, 02:57 Посольство России в Чехии осудило осквернение памятника маршалу Коневу Политика, 02:36 Кононов объяснил поражение «Спартака» в Лиге Европы тремя причинами Спорт, 02:23 В Дагестане чиновник завысил свой возраст на 34 года для получения пенсии Общество, 01:58 Фура перевернулась и затруднила движение на МКАД Общество, 01:46 В 200 км от Лос-Анджелеса произошло землетрясение магнитудой 5,0 Общество, 01:30 Глава американского ретейлера уволился после романа с Марией Бутиной Бизнес, 01:15 Борис Джонсон во время встречи с Макроном положил ногу на стол Политика, 01:14 Летевший из Самары в Петербург самолет вернулся в аэропорт вылета Общество, 00:59 В посольстве осудили попытки выставить СССР «зачинщиком» Второй мировой Политика, 00:28
С.-Петербург ,  
0 
Петербургу предложили резко повысить расходы на благосостояние граждан
Руководитель фракции «Партия Роста» Оксана Дмитриева (Фото: сайт Законодательного собрания Петербурга)

Если исключить нерациональные, а то и вредные статьи бюджетных расходов на 32 млрд руб., то денег хватит на целый ряд улучшений жизни петербуржцев, уверены некоторые депутаты петербургского парламента. В частности, представители РО «Партии Роста» подготовили поправки ко второму чтению бюджета Петербурга на 2019 год, которые предполагают серьезное изменение бюджетной политики. В документе, среди прочего, предлагается увеличить расходы на предоставление жилья разным категориям петербуржцев: по программе расселения коммунальных квартир, по программе «Молодежи — доступное жилье», многодетным семьям и на развитие долгосрочного жилищного кредитования — на общую сумму 3,3 млрд руб.

Также предлагается увеличить финансирование для полноценной уборки улиц (в бюджете заложено на это всего 65% от норматива), на капитальный ремонт жилья, а также учреждений образования, здравоохранения и социальной сферы; на питание в медицинских стационарах; на реализацию программы реставрации и капитального ремонта объектов исторического центра Санкт-Петербурга.

Какие именно статьи бюджетных расходов следует ради этого сократить и почему, объясняет руководитель фракции «Партия Роста» Оксана Дмитриева:

«Прежде всего, хочу подчеркнуть — наша альтернативная бюджетная стратегия основывается на принципиально иной политике долга и дефицита бюджета. Я исхожу из необходимости сокращения дефицита бюджета и отказе от долгосрочных облигационных займов. Мы можем доказать, что дефицит бюджета и практика долгосрочных облигационных займов порождены не объективными обстоятельствами, а непрофессиональным распределением доходов и расходов во времени и неумением управлять кассой бюджета Санкт-Петербурга. Последние годы в процессе исполнения бюджета постоянно имеет место профицит, а остатки средств бюджета размещаются на счетах в коммерческих банках. Только в 2017 году среднемесячный остаток составил 30 млрд руб.. Кроме того, остатки средств бюджета на конец финансового года не в полной мере переносились на следующий финансовый год. По моим расчетам с 2014 по 2016 годы около 20 млрд руб. было припрятано на забалансовых счетах, об этих деньгах все благополучно забыли. Но они должны быть возвращены в бюджет.

Все последние годы дефицит если и возникал, то лишь временно, на короткий срок в две-три недели, в виде кассовых разрывов, покрывать которые принято краткосрочными займами на 3 недели — месяц, а долгосрочных займов на 7-8 лет для этого не нужно. В частности, сейчас по текущему исполнению бюджета за 2018 год имеет место не дефицит, а наоборот, накопленный профицит в размере 41 млрд руб. Сокращение дефицита бюджета и отказ от долгосрочных заимствований в текущем году и в будущем 2019 году позволит сэкономить на расходах по обслуживанию долга и таким образом дополнительно получить 4,5 млрд руб. «из воздуха» — за счет исчезновения необходимости тратить деньги на обслуживание городского долга.

Теперь о нерациональных расходах. Самая большая экономия возникнет при отказе от выкупа городом объектов недвижимости у застройщиков — социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры. Дело в том, что застройщики, реализующие проекты на земле, некогда по дешевке выкупленной у бывших колхозов и совхозов как земли сельхозназначения, ничего не заплатив городу за земельные участки, навязали ему расходы по созданию социальной и инженерной инфраструктуры. При этом в цене реализуемой недвижимости от 30 до 50% стоимости — это стоимость земельного участка с учетом его локации. Если застройщик ничего не заплатил за землю, то эти 30-50% дохода он забирает себе. Поэтому мы считаем, что застройщик, который не покупал землю у города на аукционе, должен полностью или частично строить инфраструктуру за свой счет. Сейчас же доля расходов застройщиков за землю и инфраструктуру гораздо меньше 30%, а во многих случаях и вовсе стремится к нулю — именно благодаря строительству объектов за счет города или выкупу инфраструктуры городом. Такая ситуация имеет место, например, в Славянке. Это неправильно.

Также мы считаем необходимым прекратить субсидирование АО «ЗСД» (на 2019 года запланировано 3,35 млрд руб.). Для этого надо, конечно, пересмотреть Соглашение ГЧП с АО «ЗСД», исключив из него компенсации за недополученную прибыль. ЗСД строился фактически за государственные средства — либо напрямую из бюджетов города и федерации, либо за кредиты госбанков под госгарантии. Кроме того, ЗСД — платная дорога, фактически налогоплательщик за нее заплатил уже дважды: на строительство за счет бюджета и посредством платы за проезд. Теперь коммерческая структура АО «ЗСД» должна так вести дело, чтобы обеспечить загрузку магистрали, окупающую затраты.

Если по проекту ЗСД есть претензии по финансированию проекта, но не к целесообразности самого проекта, то в отношении проекта частного трамвая «Чижик» есть уверенность в отсутствии необходимости самого проекта. В настоящее время на трамвайную концессию приходится 1% «трамвайных» услуг петербуржцам, а расходы города на него в 2019 году планируются в объеме около 14% от субсидирования всего трамвайного сообщения (730 млн руб. трамвайной концессии и 4.5 млрд руб. «Горэлектротрансу» на все трамваи). Мы считаем этот проект нецелесообразным, поскольку затраты бюджета на него значительно превосходят ожидаемый эффект. Кроме того, у трамвайной концессии другие рельсы, другие вагоны, что разрушает единый транспортный комплекс.

Также по рациональным соображениям следует сэкономить на субсидировании СПб ГУП «Продовольственный фонд». Этот фонд придумали несколько лет назад для сглаживания эпизодических скачков рыночных цен на хлеб путем зерновых интервенций. Но уже сам комитет по потребительскому рынку признает это механизм малоэффективным. Фонд давно нужно было ликвидировать, но Смольному не хватает политической воли. Это надо сделать, наконец.

Не следует тратить 300 млн бюджетных средств и на обслуживание «Единой карты петербуржца». Все банки выпускают свои карты, многие торговые сети выпускают скидочные карты — и никто не берет с клиентов деньги за их обслуживание (банки берут деньги за обслуживание карточных счетов, но не самих карт). Потому что эти карты хорошо окупаются, благодаря использованию банками денежных средств клиентов, привязанных к этим картам. Этот же механизм позволит и горожанам получить в бесплатное пользование «Единую карту петербуржца», которую эмитирует выбранный по конкурсу банк. Именно так обстоит дело в некоторых других регионах РФ. Затраты же на обеспечение этой карты различной городской информацией запланированы отдельной строкой бюджета.

Есть в проекте бюджета и другие нерациональные расходы, которые мы предлагает сократить. Например, расходы на строительство объектов инженерной и дорожной инфраструктуры в промзонах «Ржевка» и «Рыбацкое». Само создание этих, новых, промзон мы считаем экономически не обоснованными — вместо них нужно использовать существующие зоны. А прежде, чем тратить 1,5 млрд руб. на обеспечение мобилизационной подготовки и закупку соответствующих средств гражданской защиты не плохо было бы провести инвентаризацию, в каких помещениях граждане эту защиту смогут найти. Ведь городские бомбоубежища уже давно превращены в магазины, рестораны и кафе. Также нужно провести полноценный аудит разработки компьютерных программ, телекоммуникационного обслуживания органов власти — прежде чем тратить на это деньги. Потому что там очень много дублирования, ненужных разработок новых вариантов давно существующих программ и т.д.

Совершенно ненужными мы считаем расходы в 227 млн руб. на развитие событийного туризма — сотрудники Комитета по туризму должны за свою зарплату с максимальной эффективностью использовать реальные события для привлечения туристов, а не самим создавать искусственные «события», что малоэффективно. Но именно на последнее ориентирована программа развитие событийного туризма.

Совершенно бессмысленно, как мы считаем, тратить 111,5 млн руб. «на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса». Петербург — не сельскохозяйственный регион, серьезных федеральных субвенций по этой линии мы не получим, а наши перерабатывающие предприятия и так нормально работают, имея огромный рынок сбыта пятимиллионного города.

Что касается бюджетных инвестиций АО «АВЕНАРИУМ+» на реализацию ГП «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга», которые мы также предлагаем сократить, то от самой этой госпрограммы исходит устойчивый запах коррупции. Как иначе охарактеризовать многомиллионное финансирование создания рекреационного комплекса в Курортном районе, включающего спа-салоны, коттеджи, гостиницы, которым собирается заниматься на бюджетные средства (около 426 млн руб., с учетом дополнительных средств по поправке губернатора) АО «АВЕНАРИУМ+». Включение в бюджет таких расходов я считаю абсолютно незаконным».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.