Финансовый директор Carl Zeiss - о переменах в российском бизнесе и успехе высоких технологий
Компания Carl Zeiss более 100 лет представляет свою продукцию на b2b и b2c-рынках России. Только в корпоративном сегменте в странах СНГ объем продаж в 2011г. составил около 100 млн евро. Что изменилось в российском бизнесе для компании за последние несколько лет, какие проекты она собирается запустить в России и почему успех высокотехнологических компаний лежит не в области ценовой конкуренции рассказали финансовый директор Carl Zeiss Томас Шпиценфиль и Максим Игельник, управляющий компании "ОТПЭК", официального дилера Carl Zeiss в России.
- Компания Carl Zeiss более 100 лет представляет свою продукцию на b2b и b2c-рынках России, что изменилось за последние десятилетия, возрос ли интерес в наукоемком секторе РФ к вашей продукции? Какие перспективы видите для компании?
Г-н Шпиценфиль:В настоящее время у нас амбициозные планы по росту продаж в секторе b2b. Россия - интересная научная держава, исследования российских ученых – часть мирового прогресса. Сейчас мы видим достаточно внятные перспективы развития на рынке высокотехнологического оборудования для медицинской сферы, в частности, надеемся на направление "Микроскопия". Кроме того, Carl Zeiss намерен наращивать объемы продаж оборудования для промышленных предприятий. В связи с активностью мировых автомобильных концернов в России у нас появляется возможность укрепить продуктивные отношения с их местными производственными производствами.
Г-н Игельник: В Петербурге создан автомобильный кластер, с участниками которого мы эффективно взаимодействуем, например, с производством Ford во Всеволжске.
Возможно, компания рассматривает вариант открыть собственную производственную площадку в стране?
Г-н Шпиценфиль: У нас очень долгая история взаимоотношений с Россией. В начале 20 века мы уже запускали небольшое производство в Риге, также был открыт офис продаж. К сожалению, после революции Carl Zeiss пришлось все закрыть. С тех пор в компании пытались найти эффективную формулу работы с российским рынком, и только в 2000 г. Carl Zeiss вновь создал офис продаж в Москве. Как показал дальнейший опыт, работа на российском рынке требует хорошего знания специфики и понимания ментальности клиента, поэтому в 2007 году мы решили продать это подразделение, и с 2009 года ООО "ОПТЭК" является единственным дилером нашей продукции на российском рынке b2b.
Возвращаясь к Вашему вопросу о появлении российского производства, могу сказать, что в настоящее время у нас нет таких планов. Однако в СНГ мы несколько лет назад открыли предприятие - производство в Минске.
- Чем занимается белорусское предприятие? Продукция предназначена только для рынка СНГ?
Г-н Шпиценфиль: Это OEM производство, которое производит компоненты и отправляет их обратно в Германию, затем они идут в конечные продукты Carl Zeiss.
Г-н Игельник: Совместное предприятие "Цейсс-БелОМО" развивается достаточно успешно, насколько я знаю, Carl Zeiss недавно инвестировал в его расширение. Помимо производства компонентов, на минской площадке производят полностью самостоятельные продукты. Например, щелевые лампы для офтальмологов, простые микроскопы.
Нужно добавить, что благодаря недавно установленному таможенному союзу между Россией, Белоруссией и Казахстаном изделия, производимые на минском предприятии, можно считать локализованными в России, что, безусловно, интересно для нас.
- Как вы считаете, перспективно ли сейчас развивать производство высокотехнологического оборудования в России? В Петербурге создан радиологический кластер. Есть ли у шанс у такого союза?
Г-н Игельник: Правительство должно быть нацелено, в первую очередь, на создание интеллектуальной собственности, патентов. Необходимо поддерживать местные группы разработчиков, помогать интегрировать их в глобальное сообщество. Без этого невозможно развиваться на рынке технологий. Carl Zeiss каждый год регистрирует более 300 патентов, это значит, что практически каждый день Carl Zeiss регистрирует новый патент в мире.
Если взять микроскоп – это не просто объединение механических и оптических элементов, но в основном софт. Никто из конечных пользователей не хочет смотреть в окуляры, все предпочитают смотреть в мониторы, видеть, что происходит с клеткой, частицей, проводить физический и химический анализ, и затем связаться с партнером, с тем кому, вы хотите продать свой результат.
Г-н Шпиценфиль: Успех Carl Zeiss больше не в области конкуренции по цене, а в области конкуренции за решение, которое мы обеспечиваем для клиента. Очень сложные лазерные сканирующие микроскопы, электронные микроскопы могут стоить и пол миллиона евро, для таких дорогих приборов более значимым, чем вопрос цены, является вопрос удовлетворенности потребностей заказчиков. Деньги, конечно, имеют большое значение, но гораздо важнее, как мы можем помочь, к примеру, ученому решить проблему.
Кроме того, мы работаем в среднем сегменте, для примера в микроскопии мы обслуживаем микроскопы среднего класса для лабораторий или даже для школ, которые стоят 500-2000 евро
- Насколько Carl Zeiss интересен российский рынок, рассчитанный на конечного потребителя?
Г-н Шпиценфиль: В компании для рынка b2c производится оптика для винтовок, бинокли и линзы – этим занимается группа Carl Zeiss Vision. Мы, конечно, рассматриваем Россию, как очень важный рынок, но еще не достаточно прочно укрепили свои позиции. Если говорить о биноклях и другой оптике, мы обслуживаем верхний сегмент рынка, а это небольшой и нишевой рынок в России.
Кого на российском рынке вы считаете конкурентами?
Г-н Шпиценфиль: У нас различные конкуренты в различных бизнес-группах. Например, по направлению промышленной метрологии наш конкурент – Hexagon и WENZEL, по микроскопии - это Olimpus, Leica и Nicon, с Leica мы, кстати, конкурируем и в области медицины.
- Недавно в Москве Carl Zeiss завершил масштабный проект — открытие городского планетария. Не поступало ли к вам предложений от петербургских властей о создании подобного проекта в Северной столице?
- Петербургские власти к нам не обращались. Если говорить о проекте в Москве, то там установлен самый большой планетарий в Европе - 26 метров в диаметре. Это был очень интересный проект, он показал российскому рынку, что Carl Zeiss - единственная компания, которая может сделать полностью интегрированное решение для таких сложных проектов.