«Вторая волна»: «Новый локдаун нас серьезно покалечит»
РБК Петербург продолжает рубрику «Вторая волна»: в ней петербургский бизнес делится наблюдениями за развитием событием в своих отраслях и компаниях. Предприниматели рассказывают о том, как сказались осенью результаты «карантинной» весны и каким образом бизнес будет справляться с новой волной испытаний.
Участники индустрии детского досуга создают игровые продукты для взрослой аудитории и переводят часть бизнеса в онлайн — тем не менее, доходы лидеров этой отрасли упали в десятки раз.
Оксана Орлова, соосновательница сетей «КидБург», «ЛабиринтУм» и «Сказкин Дом»:
«Вирусы всегда оказывали влияние на эволюционные процессы — это мы еще в школе усвоили. Сохранить себя можно только подходя к этому философски и беря пример с живой природы. Хочешь выживать — адаптируйся. У компаний, которым удается изменить подход к своему продукту и его возможностям, есть хоть какой-то шанс.
«Наступление завтра уже не кажется очевидным»
Последние 6 месяцев стали отличной проверкой для людей и для бизнеса. Все стратегии одномоментно показали свою нежизнеспособность, все системы с трудом выдерживали напряжение. Самыми сложными оказались первые две недели с момента ввода ограничений, когда основным было ощущение беспомощности от того, что не понимаешь, как выжить, так как выручке просто неоткуда браться. Когда вчера наши центры принимали несколько тысяч детей в день по всей стране, а сегодня 100% площадок закрыто — наступление завтра уже не кажется таким очевидным. Невозможность работы в привычном формате стала для нас импульсом для развития продукта.
«Сказкин Дом», «ЛабиринтУм» и «КидБург» создавались как офлайн-площадки для детей, где ставка сделана на интерактив, погружение ребёнка в обучение через игру и живое общение. Довольно быстро мы поняли, что можем применить нашу методологию и онлайн, а накопленного опыта работы с детьми достаточно, чтобы заинтересовать и удерживать их внимание на расстоянии. К концу марта «КидБург» онлайн уже работал. Мы проводили уроки по освоению навыков, которые пригодятся во взрослой жизни. Например, онлайн-няня играет с ребенком в настольные и активные игры, проводит развивающие занятия, учит танцевать. Онлайн-геймбар — живое общение детей в формате игры под руководством модератора, развивающее фантазию, сообразительность, быстроту реакции, чувство юмора.
Затем мы запустили курсы дополнительного образования на платформе Яндекс.Кружки, разработали виртуальную Академию Soft Skills, открыли «Академию знаний КидБург» для взрослых (методология игропрактики в обучении и жизни). Запрос на детский досуг и свободное время для занятых взрослых, запертых в четырех стенах, обеспечил потребительскую активность в этом сегменте и стал для нас точкой роста, но, по понятным причинам, не смог заменить наш основной вид деятельности.
Когда все вынужденно дома
Дефицит привычного социального взаимодействия подтолкнул нас к разработке франшизы общественного пространства CommPoint, объединяющего интересы и потребности всей семьи под одной крышей. Это продукт для девелоперов жилой и коммерческой недвижимости — в том числе, операторов бизнес-центров, перед которыми стоит задача повышения привлекательности для клиентов и посетителей.
Ключевая идея CommPoint — Familyfriendly: взрослым здесь можно заняться делами, не переживая за безопасность ребенка, находящегося в развивающей среде.
Мы выиграли открытый конкурс по созданию детского сегмента парка развлечений в Магнитогорске. На сегодня это наш самый крупный проект.
Пандемия показала, кто чего стоит и полностью изменила понятие лояльности в деловых отношениях. Практически все оказались в одинаковых условиях с общим пониманием, что все пройдет, а жизнь продолжится. В некотором смысле это способствовало конструктивному диалогу. Многие контрагенты и подрядчики вместе с нами подстраивались под ситуацию, несмотря на необъявленный форс-мажор. Арендодатели большинства ТРЦ пошли нам навстречу. Все надеются, что скоро мы вернёмся к привычному ритму жизни, и бизнес начнёт восстанавливаться.
Доход компании при этом сократился в десятки раз. Не без сложностей, но нам удалось избежать сокращений и сохранить команду.
«Банки не были готовы принимать риски»
Кризис есть кризис, и несмотря на проводимые государством меры поддержки экономики, в реальности некоторые банки, даже при обеспечении 75% выдаваемых кредитов ВЭБом, не были готовы принимать на себя даже минимальные риски. Согласовать приемлемые для текущих условий параметры предоставления кредитных продуктов с нашим основным обслуживающим банком у нас не вышло, и пришлось искать новых партнеров в этой сфере. Основная помощь государства была направлена на поддержку МСП и системообразующих предприятий, то есть крупного бизнеса. Мы оказались посередине — среди тех, кто был лишен прямой поддержки и мог рассчитывать только на себя.
Не карательный подход
Первую волну мы пережили благодаря поддержке партнеров, имеющимся резервам и вовлеченности акционеров и команды. Пока у нас есть шанс восстановиться, но только при возможности вести основную деятельность. Сохранить даже 30-40% годовой выручки только за счет онлайн и новых продуктов — не выйдет. На покрытие убытков уйдёт еще примерно год нормальной работы. Новый локдаун, если нас и не убьёт, то точно серьезно покалечит. Мы будем вынуждены закрыть часть площадок и соответственно, сократить персонал.
Мы готовы продолжать работать, соблюдая все рекомендации Роспотребнадзора, обеспечивать посетителей необходимыми средствами защиты, проводить термометрию и дезинфекцию, заботиться о безопасности каждого гостя. Мы очень рассчитываем на партнерский, а не карательный, подход государства по отношению к бизнесу, готовому к сотрудничеству.
Если во вторую волну повторятся ограничительные меры, то без помощи государства мы точно не выживем. Уверена, что это касается большинства компаний, работающих в сфере услуг. С учетом доли этой сферы в экономике, нетрудно представить, как это может отразиться на всей системе в целом».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции