Кредиты без посредников: зачем Сбербанк создал конкурента самому себе
Бизнесу жизненно необходимо в кратчайшие сроки найти замену банковскому кредитованию и по возможности обходиться вообще без банков, неоднократно говорили участники круглых столов РБК Петербург. Похоже, что решение этой задачи готовы предложить сами банки. Недавно Сбербанк запустил собственную краудлендинговую платформу (крайдлендинг — выдача займов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю физическим лицом — ред.) «СберКредо» и обещает инвесторам доходность вложений до 22% годовых.
Комментируя проект, участники рынка отметили его позитивное влияние на развитие краудлендинга. Эксперты напомнили, что с 1 января 2020 года вступает в силу федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». По их мнению, лоббистские возможности Сбербанка сыграли не последнюю роль в легитимизации этой услуги в России. Для самого Сбербанка, как считают собеседники РБК Петербург, освоение новой ниши стратегически выгодно, хотя она создает прямую конкуренцию банковскому кредитованию.
Юрий Попов, член наблюдательного совета краудфандинговой платформы «Поток»:
«Выход такого мощного игрока как Сбербанк на рынок краудлендинга поможет этому молодому рынку в его дальнейшем развитии. Ставка 2-2,5% в месяц, заявляемая на сайте для заемщиков, высока при пересчете в проценты годовых, но приемлема для большинства представителей малого бизнеса, ищущих финансирование.
В России пока мало сервисов краудлендинга, потому что запуск такой площадки — дело непростое, небыстрое и недешевое. Надо не только сделать продукт, технически и операционно, но и найти первых инвесторов, готовых разместить займы малому бизнесу. На практике площадка может рассчитывать на стабильный интерес к ней со стороны инвесторов только после того, как покажет первый результат инвестиций.
Тем не менее, рынок очень молодой, площадки только начали появляться. Давайте посмотрим, что будет ним через год-два. Безусловно, одна из сильнейших движущих сил, стимулирующих развитие краудлендинга — это sharing economy [экономика совместного использования — ред.]. Другой тренд — рост прямого кредитования (direct lending), то есть кредитования конечного заемщика без участия банка. Оба тренда значительно усилились в последние лет десять, с началом массового использования современных технологий.
Безусловно, одна из сильнейших движущих сил, стимулирующих развитие краудлендинга — это sharing economy.
Инвестируют в краудлендинг или те, кто ищет на рынке инструменты с высокой доходностью и достаточно высокой ликвидностью, или инвесторы, которые размещают средства на относительно долгий период (от года) и доверяют качеству площадки. Мы видим, что инвесторов второй категории становится на рынке все больше.
Что касается того, кому сервис нужнее — тем, кто ищет инвестора, или тем, кто хочет выгодно вложить деньги, то на рынке есть как неудовлетворенной спрос на займы со стороны малого бизнеса, так и спрос на инструменты с относительно высокой доходностью со стороны инвесторов. Большинство краудлендинговых площадок, как мне кажется, ощущают дефицит инвесторов.
Основной риск инвестора — не заработать столько, сколько ожидал. Поэтому важна диверсификация, стабильное качество портфеля, качество работы площадки, потому что проблемы, как правило, кристаллизуются в конце. Например, в виде просрочки. Для заемщика я рисков не вижу, если его руководитель — добропорядочный бизнесмен и планирует вернуть займ. Ну и в целом не надо забывать про золотое правило — не брать в долг больше, чем можешь вернуть, и хорошо понимать, как будешь отдавать. Но этот риск универсален для любого займа».
Роман Хорошев, CEO краудлендинговой платформы Jetlend:
«Краудлендинг пришел на российский рынок всего три года назад, и в этом — основная причина невысокой популярности этого сервиса. Кроме того, до недавнего времени в России не было закона, регулирующего данную сферу. По итогам 2017 года общий объем рынка увеличился более чем на 80% и превысил 11,2 млрд руб. В 2018 году он вырос уже до 15 млрд рублей, но это все еще не более 0,2% от всего рынка кредитования малого и среднего бизнеса в России.
В последние годы краудлендинг становится все более популярным — на рынок вывели свои платформы Ozon, Сбербанк, Модульбанк. Уверен, выход крупных игроков на этот рынок спровоцирует его рост в России и уже через год краудлендинг перестанет восприниматься людьми как нечто странное, станет альтернативой банковским депозитам и продуктам фондового рынка. До 2020 года я ожидаю роста рынка краудлендинга до 50-60 млрд рублей. Цель нашей компании — к 2020 году выдать более 1 млрд рублей займов, а затем выйти на международный рынок.
Главный риск для инвестора — невозврат средств от заемщиков. Это не банковский вклад и никогда нельзя инвестировать в этот бизнес свои последние деньги. Мы рекомендуем разбивать инвестиции среди нескольких компаний. В краудлендинге есть возможность вкладывать сразу в несколько проектов. Вы фактически приобретаете портфель квазиоблигаций компаний малого и среднего бизнеса. Если в портфеле 100 заемщиков, то дефолт нескольких из них не приведет к существенному снижению общей доходности. В целом статистика показывает, что ожидаемые потери в случае дефолтов составят около 5-7%. Даже с учетом этой суммы итоговая доходность составит около 20%, что значительно превышает банковские ставки.
Главный риск для инвестора — невозврат средств от заемщиков. Это не банковский вклад и никогда нельзя инвестировать в этот бизнес свои последние деньги.
Существует также риск ликвидности — вы не можете в любую секунду вывести средства на свой банковский счет. Для вывода средств заемщик должен полностью расплатиться с инвестором по займу. Некоторые платформы предлагают продажу займов на вторичном рынке, но это скорее исключение из правил. Поэтому вложения в краудлендинг — в большинстве своем долгосрочные займы, сроком от полугода и более.
К сожалению, в нашей стране также существует риск мошенничества. Если инвестору обещают чистую доходность выше 30% годовых — это серьезный риск. Адекватная оценка доходности в краудлендинге — 15-25% годовых».
Справка
Краудфандинг (от англ. crowdfunding — коллективное финансирование) представляет собой инструмент для привлечения инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием интернет-платформ. Существует три разновидности краудфандинга: 1) краудлендинг, или p2b-переводы — выдача займов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю физическим лицом; 2) краудинвестинг — финансирование через интернет-платформу, предполагающее вход инвестора в капитал компании-заемщика. Компания продает доли и акции по договору займа; 3) rewards — финансирование бизнеса в обмен на нефинансовое вознаграждение.
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.