Петербургская сеть лабораторий запускает мастер-франшизы в СНГ
Лабораторная служба «Хеликс» запускает мастер-франшизы в восьми странах СНГ, сообщает пресс-служба компании. По словам эксперта, рынок близлежащих стран перспективен для российских компаний с точки зрения развития франшиз, однако у мастер-франшизы есть свои риски.
Медцентры и «Лабоматы»
Мастер-франшизы в отличие от обычных франшиз предполагают, что компания заключает эксклюзивный партнерский договор с единственным представителем франшизы «Хеликса» в другой стране. Он получает право сам открывать точки лабораторной службы, а также открывать точки по франшизе — заключать договоры с субфранчайзи от имени «Хеликса».
Инвесторы смогут открывать по мастер-франшизе как диагностические центры, так и «Лабоматы» — пункты бесконтактной сдачи анализов в рамках сервиса Helix Express. Этот сервиса компания запустила в августе прошлого года. В пресс-службе «Хеликса» сообщили, что по мастер-франшизе инвестор получает доступ ко всем видам лабораторных исследований, единый сайт, мобильное приложение, личный кабинет клиента, программное обеспечение и приборы для «Лабоматов».
«Хеликс» успешно развивается по модели франчайзинга уже более 16 лет, имеет отлаженную систему взаимодействия с более чем 300 партнерами. Учитывая популярность нашей франшизы в России и высокий спрос на качественную лабораторную диагностику в странах ближнего зарубежья, мы рассчитываем на интерес со стороны иностранных инвесторов к нашему предложению», — сказала заместитель гендиректора «Хеликса» Дарья Горякина. В компании добавили, что франчайзи окупают вложения в открытие диагностического центра в среднем за 1,5 года.
Риск в стагнации
По мнению основателя проекта «Роббо» (компания активно развивает бизнес по франшизам) Павла Фролова, рынок СНГ очень перспективен для развития франшиз и «Хеликс» сделал правильное решение начать туда экспансию. «В отличие от других стран, рынки стран СНГ работают примерно по таким же правилам, как рынок России; компаниям не требуется адаптировать бизнес-модель, чтобы туда выйти. На другие рынки российским компаниям невозможно выйти без полной переделки продукта, начиная даже с системы оплаты», — говорит он. По словам эксперта, по модели франшизы можно успешно развивать бизнес даже в конкурентом поле. Наиболее часто по франшизам в странах СНГ открывают компании из общепита, ретейла и сферы услуг.
При этом Павел Фролов подчёркивает, что мастер-франшиза предполагает одного генерального партнёра на всей территории страны. Бывает так, что, купив такую франшизу, мастер-франчайзи открывает несколько своих точек и останавливает развитие сети, не желая, чтобы развивались конкуренты. «Поэтому главный риск — это стагнация развития сети за счёт саботажа партнёра по мастер-франшизе. Возможно, «Хеликс» учёл это в своих договорах и прописал, что, если темпы развития сети не выдерживаются, то договор прекращаются либо наступают штрафные санкции», — предположил Фролов.
Справка
По данным информационной системы «СПАРК», ООО «НПФ «Хеликс» принадлежит ООО «Хеликс норд-вест» (доля в УК 35,4%), которая в свою очередь в равных долях принадлежит Дарье Горякиной и Юрию Андрейчуку; Сайне Оторбаевой (25,2%), Юрию Андрейчуку (20,4%), Павлу Яблокову (10%), Владимиру Куликову (9%). Финансовые показатели компании по итогу 2022 года упали. Выручка за прошлый год составила порядка 12 млрд руб. против 16,1 млрд руб. в 2021 году. Прибыль в 2022 году составила 96,3 млн руб. против 1,7 млрд руб. в 2021 году.