Снос по-московски: можно ли избавить Петербург от хрущевок
Вчера депутат Госдумы Петр Толстой предложил распространить московскую программу реновации хрущевок на другие крупные города России — в том числе и на Петербург. В Северной столице аналогичная программа существует уже девять лет. Правда, действует она пока только на бумаге. По данным Смольного, с 2008 года по ноябрь 2016 года было построено менее 1% от планируемого в рамках программы жилья. Реновация не состоится и на этот раз, если петербургские власти не возьмут на себя ответственность за ее выполнение.
Без конкретики
Прогнозировать, как будет работать в Петербурге московская модель реновации хрущевок, пока сложно. К тому же мы еще не знаем, каким будет закон в окончательном виде в Москве. В Петербурге программа реновации работает уже девять или десять лет и включает в себя несколько этапов — строительство новых домов, снос и переселение. Пока мы наблюдаем только первый этап. И я не вижу перспектив окончания этой программы.
Если прочитать петербургский закон, программа реновации не имеет никакого отношения к собственно реновации. Ее смысл — в улучшении жилищных условий. Но на деле реновация в Петербурге свелась к одной цели — освободить пятна под застройку. За девять лет построено десять домов, но не был переселен ни один.
Оказалось, что у нас нет четких правил переселения. Договор, который есть у инвестора, расселения не предполагает. Инвестор может построить дом по заказу города и уйти строить новый дом. Вопросами переселения должна заниматься власть. Ведь не жители требуют программы реновации — город их заставляет войти в эту программу. В законах Петербурга и Москвы прописаны базовые вещи, но нет деталей.
Например, когда нам говорят о равноценности получаемых квартир, мы сразу попадаем в логический тупик. Во многих хрущевках есть малометражные комнаты. При получении новой квартиры такой же площади человеку важен не столько метраж, сколько число комнат.
К тому же непонятно, за чей счет будет осуществляться само переселение, перевоз вещей. Не прописано и понятие равнозначности жилплощади. Человек всю жизнь жил на втором этаже, а ему дают квартиру на двадцатом, потому что все остальные этажи заняты. Возникает вероятность коррупционной схемы — дашь денег, получишь квартиру на втором этаже.
Нужен гарант
Будучи депутатом муниципального образования «Дачное», я общался с жителями и ни от одного человека не слышал, чтобы он был против программы реновации. Идея хорошая, но люди не верят в ее воплощение. Когда люди видят, как быстро принимаются подобные законы, без прописанных деталей, люди просто боятся.
Чтобы программа реновации действительно работала, гарантом этой программы должно выступать правительство города. Должны быть четкие правила переселения, чтобы каждая семья понимала, какую она получит квартиру, какого метража и в какой локации.
Программа реновации рассчитана не на один год, а на несколько поколений. Почему не взять один пилотный проект и отработать на нем все механизмы, чтобы весь город следил за реализацией этой программы? Район, в котором проводится эксперимент, точно не пострадает.
Эти требования вполне выполнимы. Однако для этого должна быть власть, которая не боится принимать решения и брать на себя ответственность.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.