Дело богатых бюджетников: за кем завтра придут силовики
Еще не окончен судебный процесс над руководителями проекта «Платформа» — театральным режиссером Кириллом Серебрянниковым и его коллегами, а уже разгорелся новый скандал: сегодня Управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти сообщило о раскрытии многомиллионного хищения в Малом драматическом театре Европы Льва Додина. В прошлом году правоохранители искали деньги, пропавшие при реставрации бывшего Запасного дома Эрмитажа, при реконструкции причала в музее «Петергоф» и в других культурных проектах. Элла Панеях, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, рассказала РБК Петербург, чем, по ее мнению, объясняется возросший интерес правоохранителей к учреждениям культуры и кто может стать «новой жертвой»:
По одну сторону
«Новости о якобы обнаруженных хищениях в МДТ связаны не столько с кампанией по «приструнению» интеллигенции, сколько с общей деградацией правовой системы в нашей стране. Глобальная цель правоохранительных органов состоит в том, чтобы раскрыть определенное количество преступлений, довести их до суда и выиграть дело. Постепенно эта процедура упрощается, и происходит это по нескольким причинам.
Баланс власти между правоохранителями и судебной системой в последнее время все больше меняется в пользу правоохранителей. На протяжении многих лет правоохранительные органы открывали дела против людей, не способных сопротивляться — раньше это были бомжи, уже отсидевшие люди, бедные и малограмотные. Они и сейчас составляют значительное большинство осужденных. Эти люди не обладают социальным капиталом, будь то известность, деньги, знакомства или административный ресурс. Множество уголовных дел появлялось вне зависимости от виновности фигурантов. Это не значит, что сажали одних невиновных, но выяснив, кто виноват, сотрудники репрессивных органов не слишком были озабочены юридически корректными аргументами — суды верили им и так. Повседневная практика репрессивной машины складывалась на этой почве, но теперь она обращается и на другие, более ресурсные группы населения.
Сейчас под тот же каток начинают попадать люди, задержание которых вызывает общественный резонанс, — крупные чиновники, губернаторы, известные деятели культуры. Более того, для правоохранительных органов оказывается легкой добычей любая формальная организация, которая ведет постоянный учет деятельности. В большом количестве официальных бумаг легко найти предлог для расследования, а к аргументам следствия суд придираться не станет: так, в деле Серебренникова вообще объявили много раз состоявшийся спектакль никогда не бывшим. Большая организация позволяет рапортовать о раскрытии большой преступной группы — а это хороший, вкусный кусок в отчетность. В этом смысле театр не отличается от завода, частной фирмы, государственной больницы, муниципалитета.
«Преступная труппа»
Важную роль в том, что учреждения культуры попали в сферу интересов следователей, сыграло то, что в стране не осталось системы сдержек и противовесов правоохранительным органам. Это объясняется, во-первых, особенностями нашей судебной системы. Все знают, что уголовное дело практически никогда не разваливается в суде — суд всегда становится на сторону репрессивной машины. Во-вторых, сегодня правоохранители при расследовании дел могут вообще не учитывать общественную опасность деяния. Иными словами, любое незначительное нарушение, даже если не было очевидных пострадавших, может превратиться в уголовное дело, а театральная труппа — в преступную группу. А суд не будет слишком придирчивым, и поверит обвинителю в том, что нарушение состоялось. Особенно если вы занимаетесь чем-то сложным, в чем черт ногу сломит. Сомнения толкуются в пользу следствия.
В-третьих, из-за политической трансформации после 2014 года и ухода независимых СМИ правоохранительные органы перестали бояться общественной реакции. Именно поэтому сегодня для них не важно, что за Кирилла Серебренникова вступается все театральное сообщество. Схема наезда отработана, неточности следствия и общественный резонанс явно сходят исполнителям с рук — и вот уже другое силовое ведомство ставит под удар еще один известный театр.
Это уже здесь
В последнее время прокуратура и Следственный комитет массово проверяют больницы и поликлиники. Вероятно, следующим типом организаций, которые попадут в отчетность по борьбе с преступностью, станут вузы. Это еще один тип организаций, который генерирует много документации, а значит и множество поводов для расследования «преступлений». К тому же, институт высшего образования теперь не в чести в плане социального капитала.
Бюджетные структуры стали такой же удобной целью, какой когда-то стали гопники и бомжи, и гораздо более удобной целью, чем опасные преступники. Учреждения культуры и социальной сферы, государственные и частные — такая же вкусная добыча, как бизнес или антиправительственные НКО. И это не предсказание, это уже случилось, это уже здесь».
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.