В Петербурге назвали опасным новый закон о торговых сетях
Депутаты Госдумы хотят поддержать местных производителей сельхозпродукции в регионах РФ путем установления 25-процентной квоты для их продукции в торговых сетях. Эксперты и участники рынка не знают точно, сколько местной продукции реализуется в петербургском ретейле, и, в том числе, поэтому считают инициативу законотворцев бессмысленной и даже вредной для рынка. Вместо квотирования, он предлагают прямую поддержку мелких производителей государством и масштабирование удачных программ торговых сетей.
Хотят поддержать местных
В Госдуме началось рассмотрение проекта закона, обязывающего торговые сети обеспечивать в своем ассортименте не менее 25% продукции местных производителей. Проект оформлен в виде дополнения в статью 8 федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Авторы — 10 депутатов Госдумы фракции ЛДПР. Дополнение предусматривает обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, «в каждом торговом объекте обеспечить наличие товаров, произведенных в границах субъекта РФ, на территории которого расположен соответствующий торговый объект, в объеме не менее двадцати пяти процентов ассортимента товаров, продаваемых в этом торговом объекте». При этом правила определения доли указанных товаров, произведенных в границах субъекта РФ, утверждаются Правительством РФ.
В качестве обоснования своей инициативы авторы указывают на необходимость поддержки местных товаропроизводителей, особенно категории МСБ, которые «не выдерживают конкуренцию (видимо, с крупными федеральными и иностранными производителями — ред.) в отсутствие стимулирующих мер». В результате «доля местной продукции в торговых объектах субъектов РФ остается незначительной», утверждают депутаты. Они приводят некоторые цифры. Так, доля местных поставщиков в сети «Магнит» составляет всего 14% от общего объема закупок, в сети «Лента» — около 20% от общего ассортимента, у «Пятерочки» (входит в X5 Group) — около 15% от ассортимента, утверждают авторы законопроекта, ссылаясь на информацию в СМИ представителей торговых сетей.
«Предлагаемые законопроектом изменения…в дополнение к иным мерам государственной поддержки позволят стабилизировать рынок в условиях тенденций к его монополизации федеральными торговыми сетями, расширить возможности сбыта для местных производителей, усилить предпринимательскую активность в регионах», — считают авторы законопроекта.
Вредная инициатива
Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров сомневается в корректности цифр, приводимых инициаторами законопроекта. «Есть большие сомнения, что ретейлеры эти данные готовили и согласовывали. Даже с учетом прогресса в технологиях BigData едва ли кто-то из крупных ретейлеров может более или менее точно посчитать долю местных производителей», — заявил он. Опрошенные РБК Петербург торговые сети «Магнит» и сети X5 Group косвенно подтвердили мнение Бурмистрова — они не смогли предоставить более или менее точные данные о нынешней доле местных производителей в магазинах своих сетей в Петербурге.
В сети «Магнит» сообщили только, что в целом доля продукции российского производства в розничной сети сейчас достигает 95%. «Примерно половина от общего количества отечественных поставщиков приходится на мелких и средних локальных производителей, — утверждает пресс-служба «Магнита». — А в таких категориях как хлеб и хлебобулочные изделия, мясо, мясные и колбасные изделия, молочная продукция, сезонные овощи она находится в диапазоне от 50 до 90%».
Подтверждает высокую долю местных производителей в торговых сетях и российская ассоциация крупнейших компаний розничной торговли АКОРТ. «Доля местных производителей в торговом обороте продовольствия уже не первый год превышает указанный в инициативе показатель 25%. В торговых сетях — членах АКОРТ эта доля еще выше, — заявил РБК Петербург председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. — Это объясняется и спросом со стороны потребителей, и более коротким логистическим плечом, что крайне важно, особенно в категории фреш и ультра-фреш».
И Бурмистров, и представители ретейла относятся к законопроекту отрицательно. «Проект выглядит абсолютно популистским. Написан крайне безграмотно как с юридической точки зрения, так и с точки зрения механизмов работы ретейла. Авторы смешивают понятия «поставщик» и «производитель», «ассортимент», «закупки» и «продажи», — заявил Михаил Бурмистров. — Предлагаемый депутатами подход нормирования доли местной продукции, которую на самом деле практически невозможно более или менее точно посчитать, я считаю глубоко ошибочным». Вредной называют инициативу в АКОРТе. «Любые дополнительные регламенты в данном ключе выглядят избыточными, создают барьеры для производителей из соседних регионов и ограничивают естественную конкуренцию в рамках единого экономического пространства, главным бенефициаром которой является конечный потребитель», — заявил Игорь Караваев.
В непродовольственном сегменте данная инициатива скорее всего и вовсе нереалистична, считает Михаил Бурмистров: «В большинстве случаев о местном производстве говорить невозможно. По многим видам непродовольственных товаров производство сконцентрировано в нескольких, немногочисленных точках в России, а во многих случаях такие товары и вовсе в России не производятся».
Поддержать по-другому
Вместе с тем все согласны с целью, которую преследуют депутаты — необходимостью усилить поддержку мелких и средних сельхозпроизводителей. «Конечно, мелким и средним сельхозпроизводителям нужна поддержка государства в вопросах хранения продукции, транспортировки, кредитования, сертификации продукции и т.д., — считает Михаил Бурмистров. — Небольшие хозяйства испытывают большие сложности в этих аспектах, им гораздо сложнее решать эти вопросы, чем крупным компаниям. Поэтому сейчас важно было бы на законодательном уровне принять специальную программу, призванную поддержать подготовку продукции местных производителей для поставок в крупные торговые сети. Ключевым направлением здесь я бы назвал поставки в торговые сети свежевыращенной продукции, которую ретейлеры закупают непосредственно у фермеров, вообще, у седьхозпредприятий МСБ — минуя посредников. В прошлом году в таких сделках стал активно применяться формат так называемых «агроконтрактов» (долгосрочные договоры с сельхозпроизводителями на поставки будущего урожая с фиксированными объемами и возможностью авансирования — ред.), которые государству разумно стимулировать разными способами».
В этом смысле было бы полезно, считает эксперт, масштабировать программы некоторых торговых сетей, которые они успешно реализуют в ряде регионов. «Я считаю очень интересными такие проекты, например, у «Магнита», Х5 Group», — говорит Михаил Бурмистров. В «Магните» РБК Петербург подтвердили, что в Петербурге и Ленобласти компания предлагает небольшим производителям и фермерским хозяйствам ряд проектов по продвижению их продукции и специальные условия поставок в сеть. «Для привлечения новых поставщиков мы постоянно проводим в регионах присутствия, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, торгово-закупочные сессии и участвуем в ярмарках и выставках местных производителей, — сообщила пресс-служба «Магнита». — В 2023 году на полках сети появилось более 18 новых поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области — это производители мясного гастронома, сыров, замороженной продукции, бакалеи, напитков и рыбного гастронома. Товарооборот локальных производителей растет год к году более чем на 20%».
Также весьма перспективным Михаил Бурмистров называет формат оптово-распределительных центров (ОРЦ), которые успешно работают в Москве, например, крупнейший — Food City. «Этот формат скопирован с французского мегарынка, который называется «Ранжис» (Rungis — главный рынок Парижа, считается крупнейшим в мире рынком свежих продуктов; расположен в пригороде Парижа, площадью 250 гектаров и с оборотом 8 млрд евро в год — ред.). Туда фермеры привозят свою продукцию и ее покупают мелкие ретейлеры и компании отрасли HoReCa. Это по-сути мелкооптовый рынок. Он очень удобен как для мелких производителей, так и для мелких торговцев и рестораторов», — считает эксперт.
Эффективности таких мер поддержки способствуют, по мнению экспертов и участников рынка, настроения покупателей. «За последние два года уровень «потребительского патриотизма» существенно вырос — все большая часть населения предпочитает покупать местные продукты. Покупатели позитивно реагируют на дополнительную маркировку местных товаров, которую используют ретейлеры. И это способствует продвижению местной продукции», — говорит Михаил Бурмистров.
Повтор публикации от 19.01.2024