Новым кафе и закусочным в Петербурге пообещали короткую жизнь
В 2018 году в сегменте стрит-ретейла Петербурга открылось 838 торговых точек — это в 4,5 раза больше, чем было закрыто. Эксперты РБК Петербург уверены, что перегрев предложения приведет к тому, что уже в следующем году большая часть этих проектов не выдержит конкуренции и прекратит свое существование.
Чай или кофе?
Как сообщила руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко, в этом году в сегменте стрит-ретейла прекратила свою работу 181 торговая точка, а 838 — начали. В прошлом году количество стартовавших проектов превысило число закрытых на 19% (957 открытий и 800 закрытий).
Как пояснила Анна Лапченко РБК Петербург, стремительно продолжают покидать рынок сеть кофеен «Кофе Хаус» и рестораны быстрого питания «Чайная Ложка». Как сообщал РБК Петербург, точки «Чайной ложки» закрывались из-за их нерентабельности. «Кофе Хаус» начал сокращать свое присутствие в городе в 2016 году по аналогичной причине. Часть кофеен были преобразованы в «Шоколадницу» (в 2014 году сеть кофеен «Шоколадница» объединилась с «Кофе Хауз»).
К наиболее активно развивающимся в сегменте «уличной торговли» города Анна Лапченко отнесла сеть кофеен Starbucks. Кроме того, новыми представителями стрит-ретейла в 2018 году стали супермаркеты «Вкусвилл», закусочная «Дикман; s», музыкальный бар Hard Rock Cafe, кофейня «Правда кофе», а также бутики St. James и Rolex.
Больше всего закрытий в 2018 году наблюдалось на Ленинском проспекте (14 торговых точек), в районе «Балтийской жемчужины» (14), Гороховой улицы (12) и на Старо-Невском проспекте (12). Лидерами по числу открытий стали спальные районы города — «Балтийская жемчужина» (72), проспект Просвещения (72), Ленинский проспект (63), а также центральные магистрали — Лиговский (59) и Невский (48) проспекты.
Что касается арендных ставок, то в среднем в разных районах города за год они возросли на 7%.
Без неоправданного оптимизма
Участники рынка сообщили РБК Петербург, что в течение этого года их заведения «переезжали» в более удачные локации — и в итоге количество закрытых торговых точек стало равно числу открытых. В частности, по словам совладельца ГК «Реалъ» Александр Мышинского, за 2018 году релокация коснулась пяти магазинов сети. «Основные закрытия пришлись на новые районы, такие как Кудрово или Парнас, из-за возросшей конкуренции. Кроме того, в нескольких точках нам не продлили алкогольную лицензию из-за новых требований к локации, а в магазинах центра города полгода власти не могли согласовать вывески — и пришлось работать без них», — перечислил Александр Мышинский основные тренды года. Он также добавил, что в целом за этот год полностью ушли или значительно сократили свое присутствие в Петербурге несколько крупных сетей. К первым он отнес «Нетто», ко вторым — «Полушку».
Региональный менеджер «Subway Россия» по франчайзингу и развитию в Северо-Западном федеральном округе Татьяна Богомякова рассказала, что за год релокацию в Петербурге «пережили» шесть ресторанов быстрого обслуживания. В числе закрытых оказалось и заведение, проработавшее больше 10 лет в районе станции метро «Чернышевская». «Мы действительно видим жесткую конкурентную среду как от сетевых игроков, так и со стороны концепций no name. Многие из них представляют модные сейчас направления, например, бургерные. Однако несколько лет назад в городе было засилье пиццерий, затем японских ресторанов. Но у таких заведений есть свой срок — и я уверена, что многие из тех, что открылись сейчас, будут скоро закрыты», — считает Татьяна Богомякова.
По словам генерального директора Coffeshop company (ООО «Кофе СЭТ», владелец генфраншизы) Максима Макшанова, в этом году «переехали» три кофейни сети в сегменте стрит-ретейла, а еще в четырех прошла реновация. «Среди открывшихся кофеен стало много микро-заведений площадью до четырех квадратных метров, где продают только кофе навынос. На это повлияло изменение потребительского поведения — темп жизни ускорился. Кроме того, из-за снижения платежеспособного спроса, многие ушли за кофе в фаст-суд, а кто-то просто стал его пить реже. Поэтому на следующий год в наших планах оптимизма нет. Все наши усилия будут направлены на ускорение процессов обслуживания и снижения цен. На рост оборота мы не рассчитываем и хотим остаться на уровне этого года», — сказал Максим Макшанов.
Справка
По данным Knight Frank St Petersburg, в структуре арендаторов петербургского стрит-ретейла на первом месте традиционно располагаются заведения общественного питания (32%), на втором (11%) — продуктовые магазины (минус 1 п.п. к аналогичному периоду прошлого года), на третьем — магазины одежды (10%). Далее следуют банки, микрофинансы — 7%, товары для дома — 6%, салоны красоты — 4%.