Вторая волна: «Многие заведения не доживут до нового года»
РБК Петербург открывает рубрику «Вторая волна»: в ней петербургский бизнес делится наблюдениями за развитием событием в своих отраслях и компаниях. Предприниматели рассказывают о том, как сказываются осенью результаты «карантинной» весны и каким образом бизнес будет справляться с новой волной испытаний. Примерно пятая часть владельцев несетевых ресторанов готовится ко второй волне, закрывая свои заведения, рассказал сегодняшний участник рубрики.
Игорь Пращенко, управляющий партнер ресторанного холдинга White Group:
«При нынешней динамике падения трафика в ресторанах — а за последние две недели клиентский поток снизился на 10% по сравнению с сентябрем — до 20% заведений не доживут до нового года. Корпоративов в этом году не будет, в частности, госкомпании уже приняли решение не отмечать новогодние праздники. В прошлом году уже с августа-сентября шли бронирования на декабрь, а сейчас все пусто, есть единичные бронирования, но они не подтвержденные.
Реакцией города на рост заболеваемости может стать сокращение посадочных мест в ресторанах до 30% — разговоры об этом кулуарно ведутся. При таком раскладе мы не вытянем заведение. Нечем будет платить ни зарплату, ни аренду, ни налоги.
Со второй недели октября наблюдается не только у нас, а в целом на петербургском рынке общепита, сильный спад. В связи с этим появляется много объявлений о продаже бизнеса. Продается либо ресторан с помещением в собственности и договором аренды, либо оператор предлагает взять в управление его ресторан или продает его по какой-то остаточной цене. То есть речь идет о закрытии бизнеса, так как желающих купить особо нет, либо о смене оператора заведения.
Много среди продающих тех, кто сам не является по профилю ресторатором, а когда-то мечтал о собственном ресторане, открыл и держался за счет туристического потока. Сейчас трафика нет, и профессионализма не хватает, чтобы вытягивать заведение. Есть даже примеры, когда собственник уже и не заинтересован в сохранении ресторана, лишь бы избавиться от бизнеса. Очень тяжело в нынешней ситуации вытягивать компанию: налоги и зарплаты надо платить, а нечем.
Я еще в июне-июле прогнозировал такую ситуацию, потому что летом нас спасал внутренний туризм, в ресторанах было много москвичей, но было ясно, что это ненадолго. Все рестораторы из последних сил готовились летом к открытию, думали — только бы разрешили открыться, и будет нам счастье. И у кого-то счастье было, сентябрь неплохо отработали, однако сейчас грустные показатели почти у всех. Бизнес общепита будет вымирать. После пандемии в обеденное время мы не досчитались половины гостей, так как бизнес-центры опустели, и особенно это ощущается в октябре.
Мы готовимся к худшему сценарию развития событий. Если со стороны властей он будет реализован, в виде дополнительных ограничительных мер, то мы будем вынуждены сокращать расходы, в том числе, к глубочайшему сожалению, и на персонал».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Записала: Амера Карлос