Экономист — о том, что стоит за изменением кредитного рейтинга Петербурга
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный кредитный рейтинг Санкт-Петербурга до «BBB» с «BBB-». Аналогичные изменения произошли с рейтингами Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа, Татарстана, Башкирии и Челябинской области. Прогноз по рейтингам — стабильный, говорится в сообщении агентства. При этом Fitch отмечает, что изменение рейтингов этих регионов всегда происходит вслед за соответствующим изменением рейтинга России.
Как объясняет декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Елена Рогова, дело в том, что кредитоспособность некоторых российских регионов (две столицы входят в их число практически всегда) выше, чем РФ в целом, но по правилам рейтинговых агентств, рейтинг региона из-за страновых рисков не может быть выше рейтинга страны в целом.
«Повышение кредитного рейтинга — безусловно положительная новость, — уверена Елена Рогова. — Повышение рейтинга до ВВВ — это сигнал о том, что существенные риски инвестирования больше не рассматриваются как критический фактор».
Впрочем, при этом она отмечает два обстоятельства. Во-первых, кредитный рейтинг оценивает только платежеспособность субъекта (страны, региона, компании) — способность (соответствующие финансовые риски) обслуживать свои финансовые обязательства, в частности, кредиты. К качеству экономического развития эти рейтинги не имеют прямого отношения. Как утверждают некоторые эксперты, экономика может ухудшаться, а кредитный рейтинг расти — за счет наполнения «кубышки» — резервов для обслуживания долгов.
Именно такому наполнению своей «кубышки» Россия, похоже, и обязана нынешним повышением кредитного рейтинга. Как известно, золотовалютные резервы России к настоящему времени выросли до рекордных значений с начала прошлого года — до 527,1 млрд долл., как сообщает ЦБ РФ. В результате Россия впервые за восемь лет вошла в топ-5 стран по показателям золотовалютных резервов (впереди только Китай, Япония, Швейцария и Саудовская Аравия). Этот фактор Елена Рогова считает основным (хотя и не единственным) из повлиявших на решение Fitch.
Второе обстоятельство, которое отмечает эксперт, связано с категорией рейтинга, присвоенного России. Нынешний рейтинг — ВВВ («хорошая кредитоспособность») — самый высокий для стран с переходной экономикой. Впрочем, до сих пор рейтинг был почти такой же — «ВВВ-». Сейчас усилиями правительства и ЦБ просто убрали «-».
Качественный скачок будет тогда, когда рейтинг РФ поднимется до категории «А» («высокая кредитоспособность»; ее градации — А, АА, ААА). Но до сих пор ни одна страна с переходной экономикой таких рейтингов не получала (велики риски внезапного ухудшения — из-за слабых институтов). А Россию до сих пор относят именно к таким странам. Чтобы войти в категорию «А», России надо радикально модернизировать свои институты.
То обстоятельство, что рейтинг России повысило именно Fitch (два других члена «большой тройки» — Standard & Poor's и Moody's — пока молчат), Елена Рогова объясняет тем, что это агентство всегда относилось к нашей стране лучше, чем другие — оно последним снизило рейтинг России в 2015 году и сейчас первым восстановило рейтинг 2014 года. Эксперт ожидает, что Standard & Poor's и Moody's вскоре также повысят свои рейтинги для России.