Почему крупные ТЦ в Петербурге теряют посетителей
В первом полугодии 2025 года посещаемость торговых центров малого и среднего формата в Санкт-Петербурге выросла, а в крупных объектах (площадью свыше 40 тыс. кв. м), наоборот, снизилась. Наиболее ярко этот тренд проявился в июне. Об этом РБК Петербург сообщил руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Михаил Васильев.
По его словам, особенно наглядно разница в динамике форматов проявилась в начале лета. В этот период Mall Index (отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров) в торговых центрах малого и среднего формата оказался на 3% выше, чем годом ранее. А в крупных ТЦ зафиксировано снижение на 2%.
«Оптимистичная динамика в сегменте малых и средних объектов объясняется несколькими факторами. Во-первых, такие ТЦ чаще расположены рядом с местами проживания, работы или вблизи культурных и общественных пространств, что делает их удобными для регулярного посещения. Во-вторых, многие объекты этого формата находятся в центральных районах города, где они собирают трафик не только от местных жителей, но и от туристов, в том числе за счет шаговой доступности», — считает Михаил Васильев.
По оценкам Focus, на перераспределение трафика повлияли несколько факторов. «Июнь 2025 года в Петербурге выдался прохладным и дождливым, что ограничило досуговую активность и мобильность горожан. В этих условиях торговые центры, находящиеся в шаговой доступности, стали удобным местом для коротких визитов и повседневных задач: покупок, обеда или бытовых услуг», — добавляет эксперт. Кроме того, на посещаемость ТЦ влияют и более длинные тренды, среди которых изменение потребительских приоритетов и давление со стороны онлайн-каналов.
«По данным опросов и статистики потребительских расходов, в структуре трат увеличились категории повседневного спроса — еда, лекарства, товары для дома. Это усилило позиции объектов с удобным tenant mix, ориентированным на утилитарные задачи», — поясняет Михаил Васильев. Он отмечает, что доля e-commerce в структуре покупок в Петербурге остается одной из самых высоких в стране. Это особенно сказывается на крупных ТЦ, традиционно ориентированных на fashion, электронику и непродовольственные категории. В целом по итогам первого полугодия 2025 года посещаемость мелких и средних торговых центров выросла на 1% по сравнению с январем- июнем 2024 года, крупных — снизилась на 1%.
Перераспределение трафика отразилось на объеме свободных от арендаторов площадей в ТЦ разного типа. По оценкам NF Group, за первые 6 месяцев года уровень вакантности в ТЦ увеличился с 3,1% до 4,7% в среднем по рынку. При этом доля свободных площадей выросла по всем форматам торговых центров, кроме районных, где отмечается снижение на 1 п.п. за полгода.
По подсчетам консалтинговой компании IBC Real Estate, суммарная площадь арендопригодных площадей в торговых центрах Петербурга по итогам первого полугодия достигла 2,475 млн кв. м. С начала года в агломерации открылось два торговых центра окружного формата — «Парк Молл» на пр. Просвещения (арендопригодная площадь — 30 тыс. кв. м) и «Небо» в Мурино (27,5 тыс. кв. м). В Кудрово начал работу торговый комплекс площадью 4 тыс. кв. м. До конца года ожидается ввод еще нескольких объектов: Kronung в Новогорелово (11,8 тыс. кв. м) и в ЖК «Солнечный город» на проспекте Ветеранов (3,8 тыс. кв. м), новая очередь ТЦ «ЭкоПарк» в Мурино (5 тыс. кв. м), а также ТРК Hollywood у метро «Пионерская» (60 тыс. кв. м).
Повтор публикации от 16.07.2025
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram
Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе