«Деньги — не ликвидный актив»: где и как сохранить средства
Центробанк России снизил учётную ставку, обозначив этим тренд на снижение доходности рублёвых депозитов. Куда перетекут деньги российских граждан, временно осевшие на рублёвых вкладах с высокой доходностью?
На дискуссии «Что будет с деньгами?», проведённой РБК Петербург, эксперты рассказали о бегстве капиталов за рубеж и о том, как сохраняются сегменты российской экономики, в которых можно «припарковать» инвестиции.
Вячеслав Трактовенко, координатор «Клуба лидеров» и акселератора CDA:
«Деньги — это точно не ликвидный актив во все времена, когда есть гиперинфляция. Мы начинаем перегонять инфляционные процессы Западной Европы и США; в России показатель инфляции будет двузначным в этом году. Консервативная инвестиционная стратегия в такой ситуации может делиться на три составляющие: во-первых, банковские депозиты в России (в рублях, пока на краткосрочные вклады сохраняются высокие ставки); во-вторых, активы в реальном секторе экономики — в действующей компании на территории России; и, в-третьих, акции, но не уверен, что российские. Скорее, стоит выбрать бумаги крупных технологических компаний (Alphabet, Microsoft, Oracle, Meta (21 марта по решению Тверского суда Москвы признана в России экстремистской организацией и запрещена — ред.) и т.п.).
Мне кажется, что доверие к акциям российских компаний сейчас невысоко. Компании сильно недооценены, и в предыдущей структуре экономики у них явно был большой потенциал роста. Но в условиях неопределённости предпочтительны короткие стратегии с возможностью заработать в полугодовом горизонте; и уже после того, как правила игры будут определены, появится возможность играть в длинную. То есть, или не нужно в данный момент покупать российские акции, или можно покупать какие-то из них ненадолго.
В длинную сейчас можно играть только в реальном секторе экономики, заходя в роли инвестора в уже действующий бизнес, либо вкладываясь в новые проекты, имеющие высокий потенциал импортозамещения. Это точно касается сетей общественного питания, особенно в недорогом ценовом сегменте; частично касается IT. Например, сейчас несколько компаний работают над системами, способными заменить Booking.com — те, кто сделают лучше и быстрее других, получат большой рынок. Инвесторы уже вкладываются в такие компании.
Возникают интересные возможности по выходу на рынки Китая и Индии, в силу их объёма, их внутреннего спроса. Но российский венчурный рынок сталкивается здесь с отсутствием проторенных дорожек и понятных инструментов. Многие рассматривают Дубай как возможность для параллельного импорта. Там большой внутренний рынок — компании, покупающие для него продукцию, охотно будут поставлять её часть в Россию. Кроме того, Арабские Эмираты более либеральны и развиты в отношении современных финансовых инструментов, в том числе, криптовалют.
В целом, деньги, остающиеся в России, люди воспринимают как рискованную историю. Исторически у нас так сложилось, что первое желание в любой стрессовой ситуации — куда-то их отсюда забрать. Если получится… Поэтому часть денег российские предприниматели размещают за рубежом, в том числе в Дубае, пользуясь его финансовым либерализмом.
Однако, как и в прошлые кризисы, бизнесмены сначала прячут деньги, а потом постепенно возвращают. У меня уже несколько знакомых вернулись из Дубая. Скорее всего, в ближайшие месяцы мы увидим более активный возврат, потому что вкладывать ресурсы здесь — намного выгоднее. Рубль укрепляется, логичнее получить среднесрочную хорошую рублёвую доходность в 13%, чем хранить за рубежом под 1%».
Светлана Гузь, управляющий партнер Legal to Business:
«Конечно, деньги в бумажном эквиваленте обесценятся. На мой взгляд, самый привлекательный сектор для вложений — то, что будет развиваться на территории России: перспективны вложения в акции IT-компаний, фармацевтических предприятий. И остаются актуальными вложения в недвижимость — актив, который пережил не один кризис и понятен большинству инвесторов. Сегодня цены на недвижимость взлетели, потому что в свете текущих событий резко возрос спрос на вложение денежных средств. Уже очевидно, что дальше спрос на недвижимость и, как следствие, цена на неё будут снижаться. Но в длительной перспективе недвижимость все равно позволит сбережениям «пережить» кризис.
Сейчас инвесторы рассматривают разные, в том числе совсем неожиданные для себя, варианты, но надо помнить: инвестировать нужно туда, где есть компетенции. Невозможность управления активом, в который вложены деньги, существенно увеличивает риск его потери. При соблюдении этого условия я поддерживаю тезис о том, что стоит вкладываться в реальный сектор экономики, особенно, в части замещения освободившихся ниш. Рабочим инструментом будет государственно-частное партнёрство, при котором инвестор более уверен в возврате вложенных ресурсов.
Инвестиции в реальный сектор экономики — стратегия тех наших клиентов, которые не представляют своего будущего вне России. Есть вторая группа — инвесторы и предприниматели, которые не верят в российскую экономику и нацелены на релокацию бизнеса. Они ищут инструменты, которые позволяют перенести бизнес в другую юрисдикцию. Можно выделить и третью категорию — тех, кто хочет разложить яйца в две разные корзины: развивать бизнес на территории России, но при этом сформировать актив за рубежом, чтобы страховать потенциальные риски. Мне кажется такая диверсификация вполне оправданной».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовили: Елена Домброва, Елена Кром