Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Автомобиль с характером: Mercedes-Benz GLE купе РБК и Mercedes-Benz, 20:13 В Москве на территории приюта для животных нашли мертвым его директора Общество, 20:02 УЕФА разрешил болельщикам вернуться на трибуны Спорт, 20:01 Стартовало производство первого электрокара Volvo Авто, 19:51 Осенний шопинг: что и как покупать на рынке акций в этом сезоне РБК и СберПервый, 19:44 Минздрав обновил методические рекомендации по лечению коронавируса Общество, 19:40 Что смотреть на ММКФ: 12 главных фильмов Стиль, 19:29 Обострение конфликта в Нагорном Карабахе. Карта на 1 октября Политика, 19:25 Соперниками российских клубов в Лиге чемпионов стали «Бавария» и «Челси» Спорт, 19:18 Правительство продлило мораторий на банкротства до 7 января 2021 года Экономика, 19:15 В Москве ужесточили удаленку, нефть ниже $40. Главные новости РБК Общество, 19:15 «Арсенал» арендовал двух футболистов «Спартака» Спорт, 19:12 Чек-лист для бизнеса: какие возможности оптимизации вы упускаете РБК и Райффайзенбанк, 18:59 Как DeFi совершенствует независимую финансовую систему Крипто, 18:58
С.-Петербург ,  
0 

А.Царев, Honka: Ситуация настраивает на принятие решений

Председатель совета директоров компании «Росса Ракенне СПб» рассказал о том, как текущий кризис сказался на продажах элитных деревянных домов
Фото:А.Царев/Honka
Фото: А.Царев/Honka

В сегменте элитного загородного домостроения в окрестностях Петербурга и близлежащих районах Ленобласти наблюдается перепроизводство, говорят аналитики. Ситуацию осложняет серьезное падение в первом квартале года спроса на недвижимость, в том числе на загородные дома. О том, как текущий кризис сказался на продажах элитных деревянных домов, в интервью РБК Петербург рассказал Александр Царев, председатель совета директоров компании «Росса Ракенне СПб» - эксклюзивного дистрибьютора Honka в России.

С каким результатом вы завершили первый квартал 2015 года? Насколько существенным было снижение спроса?

Количество обращений уменьшилось примерно на 20%, однако по факту заключенных договоров ситуация гораздо лучше, чем ожидалось.

К нашему удивлению, мы не наблюдаем оттока покупателей по итогам первого квартала. В конце прошлого года мы предполагали более существенное снижение продаж, однако в результате имеем примерно те же объемы, что и в первом квартале 2014 года (что, в свою очередь, чуть выше, чем в начале 2013 года). Еще одним положительным моментом является тот факт, что помимо заключенных контрактов, у нас сегодня достаточно большой объем заказов, находящихся в стадии архитектурного проектирования.

Чем вы объясняете такой неожиданный, как вы сами признаете, результат?

Какой-то одной явной причины я не назову. Здесь, скорее, целый комплекс факторов. Во-первых, правительству и Центробанку удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Сегодня психологически она воспринимается гораздо более спокойно, нежели в конце прошлого года. Для наших клиентов фактор стабильности является определяющим, так как готовый продукт – дом, они получают примерно через год после подписания контракта, им важно понимать, что за это время окружающая действительность не изменится драматическим образом.

Мы все видим, что курс рубля и ситуация на разных рынках в целом значительно отличаются от негативных прогнозов, которые мы слышали еще несколько месяцев назад. Все понимают, что кризис далеко не закончился, впереди будет непростой период, но текущая ситуация настраивает клиентов на принятие решения. Вероятно, что на спрос оказывают влияние (тем или иным образом) и ряд законодательных актов, в том числе закон о деофшоризации и предполагаемый закон об амнистии капиталов.

Плюс инициативы, предпринимаемые в некоторых западных странах, создают менее комфортные условия для активов российских предпринимателей (во всяком случае мы знаем о подобных инициативах в Великобритании и Испании). Возможно, это также влияет на разворот финансовых потоков (может, и вынужденный) в сторону России. В этом смысле качественное загородное строительство - это еще и вопрос инвестиций, который становится актуальным для наших заказчиков.

Наконец, мы прошли далеко не один кризис и понимаем, что наши клиенты менее чувствительны к экономическим катаклизмам. В этом преимущество сегмента рынка, на котором мы работаем.

Вы работаете только в элитном сегменте?

Действительно, нас обычно относят именно к элитному сегменту. Но мы также активно стремимся работать и в сегменте «бизнес», а также «бизнес плюс». Такие заказчики для нас важны, особенно с учетом того, что в последние несколько лет мы развиваемся в российских регионах, где возможности покупателей в целом отстают от Петербурга и Москвы.

Какова динамика ваших финансовых показателей?

Ежегодный прирост объемов продаж - 7-9%, за исключением стагнации в 2009 году.

Этот прирост в какой валюте?

В евро, потому что наш основной партнер - европейский концерн.

Насколько важен рынок России для Honka?

Все последние годы Россия – основной экспортный рынок для финского концерна. Наши продажи обеспечивают порядка 30-35% от оборота Honka.

Вы не рассматривали совместно с Honka вариант локализации производства в России?

Дело в том, что ценность бренда в глазах наших клиентов заключается именно в том, что вся продукция производится в Финляндии. Кроме того, не могу сказать, что такое решение приведет к существенному снижению себестоимости. Мы же продаем не пиломатериал, а некий комплекс услуг. Действительно, разница в стоимости российского и финского комплекта деревянного дома может составлять 20-30%. Но в итоговом бюджете эта статья затрат – всего около 20%. Таким образом, выигрыш «на круг» от более дешевого домокомплекта - всего 3-5%.

Так что перенос производства в Россию, то есть импортозамещение - не наш случай. Это может негативно повлиять на восприятие клиентов. На рынке деревянного домостроения уже есть подобные неудачные истории, случившиеся в том числе и с финскими компаниями.

Аналитики утверждают, что в сегменте элитного загородного домостроения в окрестностях Петербурга и близлежащих районах Ленобласти наблюдается перепроизводство. Вы ощущаете это на себе?

Эксперты, оценивая рынок, рассматривают все имеющиеся предложения. После кризиса 2009 года количество непрофессионалов на рынке малоэтажного строительства уменьшилось, но все же они присутствуют и сегодня. К сожалению, есть мнение, что специалистами в загородном домостроении могут быть все - начиная от бригады шабашников и заканчивая компаниями, которые работают в области городского многоэтажного строительства. У загородного домостроения есть своя специфика, ведь одно дело построить многоэтажный дом и продавать в нем квартиры, и совсем другая история, когда для каждого клиента требуется построить индивидуальный дом.

Персонифицированные продажи – это достаточно сложно, компания должна обладать штатом квалифицированных специалистов. В нашем случае непосредственно с заказчиком работают до 15 разнопрофильных специалистов на этапах проектирования и строительства дома.

Конечно, на рынке есть много адекватных предложений, однако с учетом того, что девелоперы зачастую не имеют опыта управления проектами загородного строительства, а также не выстроили правильную структуру продаж, эти проекты пробуксовывают.

Какое направление деятельности – строительство коттеджных поселков или работа с индивидуальными заказчиками – для вас сейчас является основным?

20 лет назад, когда мы только стали эксклюзивным дистрибьютором Honka на территории России, мы считали этот бизнес довольно простым.

Предполагали заниматься поставками домокомплектов, которые собираются по принципу конструктора Lego, тогда мы и не думали, что будем заниматься строительством.

Однако уже в первый год работы пришло понимание, что российским заказчикам требуется как минимум сборка дома, а как максимум – полный спектр строительных услуг, связанных с архитектурным проектированием, строительством, инженерным обеспечением и обслуживанием дома. Мы создали строительно-монтажное подразделение, стали заниматься ландшафтным дизайном и дизайном интерьеров.

На рубеже веков стали также развивать девелоперское направление, так как наши заказчики были заинтересованы в приобретении не просто дома, а домовладения: дома и земли под его строительство. Сегодня девелоперская деятельность обеспечивает около 40% общей выручки. Соответственно, второе направление – традиционное (продажа, строительство и обслуживание индивидуальных деревянных домов) - обеспечивает около 60% выручки.

В какой стадии находятся проекты ваших коттеджных поселков? Собираетесь ли вы запускать новые проекты?

Основной наш проект под Петербургом сегодня – «Медное озеро – 2». Мы начали его реализацию в период кризиса 2008-2009 гг, были сомнения, но в конце концов приняли решение и в нем не разочаровались. На территории 46 га должно появиться порядка 110 домовладений. При этом участок разбит на три очереди, которые уже полностью инженерно подготовлены, то есть обеспечены коммуникациями, дорогами, охраной и т.п. На сегодня полностью реализовано строительство первой очереди на 33 домовладений, люди уже живут. В этом году заканчиваем строительство второй очереди и начинаем продажи третьей. Следующий проект – это HONKANOVA Concept Residence на 52 домовладения в Солнечном.

Сегодня несколько домов построено, еще для нескольких участков заказаны домокомплекты, их строительство начнется в мае. Сделана инженерная подготовка и этот сезон будет посвящен в том числе благоустройству ландшафтного парка, который входит в состав поселка.

В течение этого года мы также выведем в продажу еще один проект в Ленинградской области, во Всеволожском районе.

Какова стоимость домовладений, которые вы предлагаете?

Мы стремимся иметь линейку продуктов, которая позволит удовлетворить потребности заказчиков с разными финансовыми возможностями (при относительно высоком стартовом уровне). Стоимость самого домокомплектая, как я уже упомянул, составляет всего около 20% от конечной стоимости домовладения. Остальное – это расходы на строительно-монтажные работы, инженерию, отделку, ландшафтные работы и так далее. Возможности по финансовой оптимизации здесь велики, так как мы взаимодействуем с партнерами, работающими в разных ценовых категориях. Сегодня наш клиент может приобрести дом под ключ (с полной отделкой, с мебелью, камином и т.п.) по цене 1800-1900 евро за квадратный метр. По сути, столько же стоит квадратный метр качественного жилья в многоквартирном доме. При этом нужно понимать, что 1800-1900 евро – это нижняя планка, верхняя - знак бесконечности.

Как бы вы описали максимально востребованный сегодня тип домовладения среди ваших клиентов?

В последние 5-7 лет мы видим четкую тенденцию: заказчики принимают рациональные решения, они ориентированы на функциональность. Чаще стал востребован метраж дома в 250-300 квадратных метров, он позволяет иметь просторную гостиную, несколько спален и санузлов, а также помещения, отражающие интересы хозяев. Бюджет такого дома - 500-700 тыс. евро.