Интерес к хеджированию валютных рисков вырос, «когда музыка уже отыграла»
Интерес к хеджированию валютных рисков со стороны петербургских компаний, связанных с внешнеэкономической деятельностью, значительно вырос в связи с резкими курсовыми колебаниями. Однако этот интерес почти не трансформируется в заключенные сделки. Подобными наблюдениями участники финансового рынка поделились в ходе пресс-завтрака, организованного РБК Петербург.
«Из-за существенного увеличения амплитуды колебаний на валютном рынке стоимость хеджирования сильно возросла», - комментирует директор департамента финансовых рынков Балтинвестбанка Иван Дедов. - С объемом необходимых затрат на коротком промежутке времени компании еще могут при определенных условиях смириться, но с ростом срока хеджирования (скажем, полгода и более) цена контракта вырастает настолько, что клиенты предпочитают обойтись без него. Многие при этом уверены, что все самое страшное уже случилось, и ожидать нового катастрофического изменения курса – до 80-90 рублей за доллар и выше, не стоит. Между тем, стоимость хеджа сегодня экономически оправдана только при подобном сценарии».
Фото: И.Дедов/РБК
Поздно пить «Боржоми»
«К сожалению, пик интереса большинства экономических агентов к чему-либо наступает тогда, когда музыка, как говорится, уже отыграла», - констатирует генеральный директор ИК «ДОХОДЪ» Яков Марков.
«Такая же ситуация была в 2008 году: всплеск интереса к продуктам, позволяющем застраховать валютные риски, был огромным в момент, когда риски уже реализовались, - вспоминает начальник клиентского отдела Северо-Западного филиала Московской биржи Сергей Филяев. – Но многие ли потом сделали выводы и планомерно занимались хеджированием? Лишь единицы». По мнению эксперта, проблема заключается еще и в том, что многие воспринимают хеджирование не в качестве страховки, а как шанс дополнительно заработать на разнице курсов. «Если риск не реализовался и заработать не удалось, возникают претензии – деньги вроде бы как потрачены впустую. Хотя подобных вопросов по поводу, скажем, автострахования, не возникает: считается нормальным потратить на каско 5-7% от стоимости машины, - говорит Сергей Филяев. – Когда доллар стоил 35 рублей, можно было заплатить за хедж те же 5-7%. Сегодня, когда застраховаться от валютного риска предлагают под 20%, необходимость подобных затрат действительно неочевидна».
Фото: С.Филяев/РБК
Исключения из правила
По мнению Якова Маркова, отсутствие интереса к хеджированию в «спокойные времена» можно объяснить вполне прагматическими соображениями. «Компания, которая хеджируется вне зависимости от ситуации на рынке, проигрывает тем своим конкурентам, которые не хеджируются. У последних не возникает дополнительных затрат, и потому они могут предложить более привлекательные условия своим клиентам. За это излишне предусмотрительного финдиректора по головке не погладят», - рассуждает эксперт. В турбулентные времена ситуация, напротив, резко меняется, и иногда даже дорогое хеджирование позволяет одерживать верх в конкурентной борьбе.
Фото: Я.Марков/РБК
«Недавно к нам обратилась компания, занятая продажей импортного электронного оборудования, - рассказывает директор БКС Премьер на Северо-Западе Никита Демидов. - Их конкурент предложил покупателям фиксировать рублевые цены на момент заключения контракта при условии увеличения его стоимости на 1,5%. Наш клиент стал быстро терять долю рынка, потому что не мог предложить подобных условий (за время доставки товара – примерно месяц-полтора - рублевая цена могла существенно увеличиться из-за изменения курса). Мы посчитали, и вышло, что стоимость хеджирования фьючерсами оказалась 21% годовых, а это те же 1,5-2% в месяц. В результате покупателям были предложены условия не хуже, чем у конкурента».
Впрочем, оговаривается Никита Демидов, подобные примеры для компаний малого и среднего бизнеса – скорее исключение, нежели правило.
«Системно занимаются страхованием валютных рисков только крупные корпорации. Небольшие предприятия совершают по большей части спорадические сделки», - комментирует Иван Дедов. По его словам, среди малых и средних компаний, проявляющих интерес к хеджированию, подавляющее большинство связано с торговлей импортными товарами. «В Петербурге есть и довольно большое количество мелких экспортеров, - уверяет, в свою очередь, Яков Марков. - Они продают разнообразное оборудование, например, в страны Прибалтики. В последнее время я встречался с представителями нескольких подобных компаний, и сегодня их интересует возможность застраховаться от возможного падения курса доллара и евро на время выполнения заказов, чтобы зафиксировать привлекательный объем рублевой выручки».
Сложный продукт
Помимо высокой стоимости хеджирования на спрос влияет и сложность восприятия применяемых в данном случае финансовых инструментов.
Фото: Н.Демидов/РБК
«Когда к нам приходит компания с запросом на хеджирование, возникает несколько проблем. Во-первых, процесс для нас не очень рентабельный, приходится тратить много времени для того, чтобы объяснить финансовому директору или собственнику компании, что фьючерс или опцион. А во-вторых, консультант, который привлек клиента, не всегда сам обладает необходимым», - рассуждает Никита Демидов. По его словам, все запросы на услугу хеджирования БКС отправляет из Петербурга в специально созданный экспертный отдел в Москве, замыкая общение потенциального клиента и специалиста по хеджированию валютных рисков напрямую. «Если стороны приходят к какой-то договоренности, мы предлагаем специальный тарифный план по фьючерсам и опционам и начинаем работать», - говорит Никита Демидов.
По мнению Якова Маркова, создать понятный для всех и легко продаваемый универсальный «коробочный» продукт хеджирования невозможно. «Бизнес у всех очень разный, и в каждом конкретном случае приходится учитывать множество нюансов», - говорит Яков Марков.
Борис Федоров, журнал "Наши деньги"