Спецслужбы Латвии заинтересовались организацией референдума о статусе русского языка
Сразу после победы противников придания русскому языку статуса государственного в Латвии за организаторов референдума взялись местные спецслужбы.
В интервью одному из латвийских телеканалов глава полиции безопасности Янис Рейникс указал на истинных, по его мнению, организаторов референдума: ими являются не Владимир Линдерман и Евгений Осипов, они только исполнители. След тянется к оппозиционным организациям "Центр согласия" и "За права человека".
Я.Рейникс добавил, что у спецслужб есть подозрения по поводу финансирования референдума. "После 31 марта, когда государственные должностные лица должны подавать декларации о доходах, у нас к ним будут вопросы", - отметил глава полиции безопасности. Есть претензии и к русскоязычным СМИ, в частности к "Первому балтийскому каналу": он выделил эфирное время на поддержку русского языка, "цена которого может превысить сотню тысяч латов" (около 5,5 млн руб.).
Напомним, инициированный гражданами страны и вынесенный на референдум законопроект предусматривал изменение нескольких статей конституции Латвии, которые дополняются определением русского языка как второго государственного. Вынесенный на всенародное голосование вопрос был сформулирован так: "Вы за принятие законопроекта "Поправки к Конституции Латвийской Республики", который предусматривает установить для русского языка статус второго государственного языка?". В референдуме могли принять участие только граждане Латвии, имеющие официальный паспорт латвийского гражданина.
Чтобы русский язык стал государственным, за это должны были проголосовать не менее половины официальных граждан Латвии, то есть свыше 770 тыс. человек. Референдум о статусе русского языка в Латвии проходил 18 февраля 2012г. в 1035 районах республики. По данным, опубликованным Центральной избирательной комиссии республики, 821 тыс. 722 латвийских гражданина (74,8%) высказались против наделения русского языка статусом государственного. За высказались 273 тыс. 347 граждан (24,88%). Недействительными признаны 3 тыс. 524 бюллетеня (0,32%).