Пожар на складе Wildberries изменит ситуацию на рынке маркетплейсов
Пока тушили пожар на складе Wildberries в петербургских Шушарах, бизнес обсуждал возможные последствия этого ЧП для экономики маркетплейсов, в которой задействованы сотни тысяч предпринимателей и миллионы потребителей. Петербургские предприниматели отметили в комментариях для РБК Петербург, что будут сделаны выводы по организации работы складов (в том числе в сторону их автоматизации), и что комиссия маркетплейсов в связи с нововведениями может измениться уже в ближайшее время.
Изменятся условия страхования
Склады оказались более уязвимыми и более людными — на них задействовано слишком много персонала — объектами, чем ранее предполагалось. На эти обстоятельства обратил внимание руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» (18 магазинов в Петербурге, 148 — в России) Борис Кац. Поэтому страховые компании существенно поднимут ставки на страхование складов, причем, большие склады получат условия хуже, чем маленькие, уверен предприниматель. «Все это скажется и на комиссиях маркетплейсов», — говорит он. Таким образом, разница в стоимости каналов продаж — через маркетплейсы и обычные магазины — сокращается, хотя экономика все еще на стороне онлайн-торговли, делает вывод руководитель сети.
«Такие склады маркетплейсов и есть новые риски этого бизнеса, они существенно больше обычных, площадь которых составляет 10-20 тыс. кв. м. Второй важный момент, что они многоярусные, с мезонинами, соответственно, это освещение, много проводов, лампочек, и их нагревание — это риск безопасности. Это отразится сначала в страховке, потом в стоимости услуг маркетплейсов. Чем больше уровней у хранилищ, тем выше вероятность пожара. С палетным хранением проще — лампочка сверху и все», — говорит Борис Кац.
Мария Евневич, совладелица сети «Максидом», говорит, что страхование объектов, входящих в инфраструктуру маркетплейсов, на рынке «очевидно, отразится». Сектор быстро растет, «и пора уже понять, что ПВЗ, склады маркетплейсов и обычные склады — с точки зрения операционного управления разные объекты», — дополняет она. Возможно, потребуется дополнительная классификация и пунктов выдачи заказов, и складов. Возможно, потребуются и еще какие-то дополнительные преобразования в контроле и порядке выдачи разрешений, отмечает Евневич.
Если говорить о влиянии страховых затрат на цены, то они незначительны: стоимость товаров на маркетплейсах уже давно не самая лучшая, так как в них включена доставка, даже если она подается потребителю как бесплатная. «Мы, как и все участники рынка, ежедневно занимаемся анализом цен — и все, что относится к крупногабаритной стройке или является мелкими и «дешевыми» нишевыми товарами для дома, на маркетплейсах стоит в 3-4 раза дороже, — утверждает Мария Евневич. — Это происходит потому, что маркетплейсы субсидируют доставку. То, что в «Максидоме» или «Леруа Мерлен» может стоить 80 руб., на том же Wildberries или Ozon может стоить 360. Но там будет написано, что есть скидка, и товар покупают. Так как стоимость доставки маркетплейсы давно «зашивают» в цену товара, и от допзатрат на страховку (которую включат туда же) цены вырастут не сильно».
Скажется на селлерах
Для селлеров (предпринимателей, торгующих на маркетплейсах) пожар может обернуться очередными штрафами, говорят эксперты, знакомые с бизнесом маркетплейсов. Антон Фатеев, сооснователь цифровой платформы «Электроопт» (выводит промышленные и торговые предприятия на электронные рынки), считает, что происшествие — это очередной провал и потеря капитала.
«Это событие скажется на селлерах. Будут новые штрафные санкции, увеличенные комиссии. Могут быть добавлены новые платные опции. Увеличат стоимость регистрации для новых селлеров. Все это напрямую скажется на них. Покупателей тоже могут коснуться последствия — может возрасти плата за доставки и возвраты. Ну и цены на все вырастут, ведь селлерам нужно будет закладывать увеличенные расходы».
Тем не менее, радикально экономика маркетплейсов не должна пострадать в результате пожара, хоть и очень крупного. «Это был не самый большой из складов Wildberries, количество которых постоянно растет», — подчеркнул Антон Фатеев.
Повтор публикации от 15.01.2024