Как подорожали товары для ремонта и кто заменил ушедшие бренды?
Около трети DIY-магазинов в Петербурге работает в убыток. Такую оценку дал РБК Петербург генеральный директор консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков. Он отмечает, что рынок «нащупывает второе дно» — и не факт, что оно будет последним. По словам эксперта, если ситуация не изменится, то после Нового года до 10% строительных магазинов в городе могут закрыться.
Руководитель INFOLine и участники отрасли рассказали РБК Петербург о том, есть ли дефицит продукции в магазинах, что происходит с ценами и поможет ли параллельный импорт завезти товары известных брендов. Руководитель сети магазинов «Афоня» Дмитрий Журавлев, например, говорит, что спрос на сантехнику и товары для ремонта упал на 40-60%, а совладелец сети магазинов «Максидом» Мария Евневич констатирует переход потребителя в режим ожидания и экономии.
Дмитрий Журавлев, руководитель сети магазинов «Афоня»:
«За последние полгода мы кардинально пересмотрели свой ассортимент и позаботились о том, чтобы товар был в наличии, заменили одних производителей другими. Но одно дело — завезти товар и поставить на полку, а другое — его продать. В нашем ассортименте появились новые, менее узнаваемые бренды. Покупатель не привык к такой продукции, он меньше доверяет неизвестным производителям, особенно если товар азиатского происхождения. Снижает продажи также неуверенность покупателя в завтрашнем дне. Когда люди не уверены в том, смогут ли они завтра заработать на хлеб, нужен ли им ремонт?
«Покупатель не привык к такой продукции, он меньше доверяет неизвестным производителям, особенно если товар азиатского происхождения»
В октябре спрос на сантехнику и товары для ремонта упал на 40-60% по сравнению с прошлым годом в штучном измерении. Выручка при этом упала только на 10-20%. В деньгах нет такого падения, как в штуках, это связано с тем, что товар подорожал. Трудно сказать, насколько выросли цены, по разным товарным направлениям и фабрикам — разные цифры, но, по ощущениям, на 30-40%. Прежде всего, это связано с дефицитом — когда поставщики понимают, что таких брендов уже не будет, они не готовы давать на них дополнительные скидки. Например, сейчас у отечественных заводов по производству изделий санфаянса есть дефицит белой глины, которая поставлялась из Украины. Также возросли логистические затраты на ввоз товара. Но если курс останется на текущем уровне, то цены постепенно станут немного ниже.
Неуверенность в завтрашнем дне приводит к падению спроса и, как следствие, оборота и прибыли. Наша компания борется за сохранение всего коллектива, сценарий сокращения мы рассматриваем только как крайнюю меру. Неуверенность в будущем приводит к приостановке вложений в развитие. Средства, которые мы раньше направили бы на продвижение, сейчас направляем на то, чтобы удержать ситуацию в нормальном русле и сохранить то, что имеем на сегодняшний день. И дальнейшая неопределенность будет приводить к еще большей стагнации. Спрос и прибыль продолжат уменьшаться, нужно учиться выживать в рамках этой прибыли.
«В октябре спрос на сантехнику и товары для ремонта упал на 40-60%. Выручка при этом упала только на 10-20%»
Параллельный импорт действует, но нет уверенности в том, что он будет работать на постоянной основе. Например, раньше казахстанские поставщики торговали каким-то небольшим объемом продукции, сейчас запрос увеличился — и потянуть его они уже не могут. К тому же очень остро стоит вопрос о том, кто и как будет ремонтировать товар по параллельному импорту. Бремя ответственности перед покупателем лежит на рознице. Покупатель с неисправным товаром придёт в розничный магазин, в котором он его купил — и по закону мы обязаны решить эту проблему. Бывают случаи, когда в какой-то проект включена европейская сантехника, но клиент понимает, что могут возникнуть проблемы с ее обслуживанием или сантехника может прийти только через полгода по параллельному импорту. Тогда заказчики пересматривают проекты, если это касается объектных продаж, или вообще отказываются от приобретения заложенного в проект товара.
«Параллельный импорт действует, но нет уверенности в том, что он будет работать на постоянной основе»
Конкурентоспособным стал товар из Турции. Например, у нас контракт с одной турецкой фабрикой и сейчас мы имеем максимальные продажи по этому бренду, поскольку весь товар в наличии. Скажем так, много турецких фабрик в фаворе — есть сервис, гарантии, цены не выросли, короткое плечо в поставках. Китайский товар тоже продолжает поступать, но многие поставщики жалуются, что морские логистические цепочки нарушены, а железная дорога не справляется с нагрузкой, при этом из Турции все идет стабильно и вовремя. Также вышли на рынок белорусские, казахстанские, армянские поставщики.
В случае ухудшения текущей ситуации, как мне кажется, в первую очередь пострадает более мелкий бизнес. Производители и поставщики, которые раньше могли распыляться на всех участников рынка, начнут экономить и распределять свои ресурсы по крупным игрокам в первую очередь. Мелкие игроки будут испытывать дефицит внимания и ресурсов сильнее, чем крупные. В случае дефицита товара у них больше шансов получить товар в последнюю очередь».
Мария Евневич, совладелец сети магазинов «Максидом»:
«Предпосылок для скачка цен, аналогичного весеннему, пока нет. В марте и апреле мы одновременно столкнулись и с повышенным спросом на ряд категорий товаров, и скачком валютного курса, и резким разрывом годами действующих цепочек поставок. Некоторые наши поставщики работали только с импортными товарами, либо на импортном сырье, поэтому в долгосрочной перспективе удлинение логистических цепей продолжит влиять на цены.
«Покупательская способность снижается, люди выбирают режим экономии, откладывая покупки товаров длительного пользования»
Сейчас мы видим, что сложности возникли в основном с заменой узкоспециализированных товаров. Ротация брендов, расширение сотрудничества с российскими производителями позволяет «Максидому» сохранять достаточное количество позиций, чтобы перекрыть основные потребности, возникающие во время ремонта. Хотя с точки зрения цветовых решений выбор несколько сократится.
В сравнении с прошлым годом, в 2022 мы видим тренд на снижение спроса. Весь непродовольственный ретейл оказался в этой ситуации — покупательская способность снижается, люди выбирают режим экономии, откладывая покупки товаров длительного пользования. Вряд ли до конца года эта ситуация изменится, а перспективы 2023 года во многом зависят от внешней конъюнктуры».
Иван Федяков, генеральный директор консалтингового агентства INFOLine:
«В третьем квартале 2022 года выручка компаний из DIY сегмента в Петербурге упала на 15-25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кризис этого года оказался для рынка особенным. В предыдущие кризисы — в 2020 и 2015 годах — этот сегмент был более защищенным. Он даже умудрялся прирастать в те периоды. Многие потребители обесценивающиеся рубли меняли на второй унитаз. В пандемию люди остались дома и в связи с этим стали больше внимания уделять ремонту. То есть, DIY был бенефициаром по своим показателям в сравнении с другими сегментами рынка.
«DIY даже умудрялся прирастать в те периоды. Многие потребители обесценивающиеся рубли меняли на второй унитаз»
Кризис 2022 года оказал крайне негативное влияние на отрасль. Он, в том числе, связан с падением продаж квартир, которые стимулировали продажу строительных материалов. В спросе произошёл фундаментальный сдвиг; и нет никаких предпосылок, чтобы ситуация изменилась.
Были достаточно пессимистичные прогнозы по поводу цен и складских запасов. Но тут такая ситуация: не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, спрос на продукцию данного сегмента упал настолько драматически, что мы не ощутили острого дефицита товара. Не распродавались даже те товары, которые были. Для того, чтобы продажи не останавливались, магазины старались держать цены. Но тут стоит отметить, что за прошлый год подорожание стройматериалов мы оценивали в 40%. В этом году в первом полугодии рост цен продолжился и остановился только к середине года. В третьем квартале мы даже зафиксировали снижение цен на стройматериалы. Это объяснимо, потому что была слишком высокая база — многие потребители в проводимых нами опросах отмечали, что они не в состоянии финансировать ремонт и строительство.
«Спрос на продукцию данного сегмента упал настолько драматически, что мы не ощутили острого дефицита товара»
В перспективе, мне кажется, будет происходить L-образное развитие рынка. Сейчас произошло быстрое падение. После объявленной мобилизации мы нащупываем второе дно — посмотрим, будет ли оно последним. Мобилизация оказала крайне негативное влияние на потребительскую активность, потому что потребители уехали — кто на фронт, кто в Грузию. А это мужчины активного возраста, которые формируют спрос на стройматериалы. Пенсионеры, при всём уважении к ним, не покупают столько. Сейчас я вижу некую коррекцию после шока, но восстановлением рынка это не назовёшь».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовили: Виктория Саитова, Дарья Волкова
Повтор публикации от 14.11.2022