Петербургская сеть строительных товаров поставила рекорд роста
Петербургский ретейлер СТД «Петрович» за 9 месяцев 2018 года нарастил оборот на 29%, по сравнению с 9 месяцами 2017 года, до 35,7 млрд руб. По словам экспертов, показатели компании можно назвать рекордными для рынка — по их прогнозам, по итогам года рост российского DIY составит около 10%.
Как сообщили в компании, динамичнее всего росли продажи в торговом зале — на 43,63%, в онлайн-магазине рост составил 35,16%, в колл-центре — 16%. Аналитики «Петровича» факторами роста называют эффективную бизнес-модель: гарантию самой быстрой доставки строительных материалов в Москве и Петербурге, а также омниканальный формат торговли (интеграция разрозненных каналов продаж в единую систему). Наиболее высокие продажи в сегментах сантехника (99%), плитка, керамогранит (61%) и ламинат (48%).
Год был благоприятным для всего рынка DIY (товары для дома и ремонта), констатирует Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. По его прогнозам, по итогам года рост рынка будет в пределах 10%. Емкость рынка розничного рынка DIY Санкт-Петербурга и Ленинградской области (с учетом строительных бригад) по итогам 2017 года эксперты INFOLine оценили в 95 млрд руб., на 5% больше, чем в 2016 году.
Основными факторами роста Федяков называет небольшой отложенный спрос, рост продаж загородной недвижимости, а также первичного жилья за счет ипотеки. Кроме того, в структуре сданных квартир растет доля с отделкой. По данным Северо-Западного главного управления Центробанка РФ, в январе-сентябре 2018 года банки предоставили заемщикам СЗФО 122,1 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 264,8 млрд руб., что больше в 1,5 раза в количественном и в 1,6 раза в денежном выражении к аналогичному периоду прошлого года. Это рекорд ипотечного рынка: для сравнения, за весь 2017 год в регионе было выдано 257,4 млрд руб.
Успех «Петровича» Иван Федяков объясняет тем, что компания хорошо закрепилась в Москве, у нее росли интернет-продажи, а в Петербурге всех участников рынка поддержало то, что «Леруа Мерлен» затянул с переоформлением «К-рауты». Напомним, «Леруа Мерлен» купила сеть «К-раута» в феврале этого года, в сделку вошли 8 объектов в Петербурге.
«Практически все на рынке себе по кусочку «К-рауты» взяли, но у большинства остальных сетей рост будет скромнее — экстенсивное развитие ведут немногие», — говорит Иван Федяков.
Оборот «Максидома» за 9 месяцев 2018 года вырос на 11%. Это естественный прирост за счет инфляции и ухода «К-рауты» с рынка, говорит Мария Евневич, член совета директоров ООО «Максидом». По ее словам, рост ипотеки на продажах «Максидома» практически не отражается: «От 60 до 70% недорогого жилья, которое чаще всего и берут в ипотеку, сдается уже с отделкой от застройщика, то есть зарабатывают на нем оптовые DIY-продавцы». У «Максидома» доля опта очень мала. Из-за долгого ожидания градостроительного плана, сроки реализации проекта в Петербурге были отложены. Гипермаркет в Петербурге «Максидом» планирует построить лишь к концу 2020 года.
В 2019 году рынку DIY будет сложно повторить успех, потому что «Леруа Мерлен» уже откроет все магазины, а эффективность их будет скорее всего выше, чем у «К-Рауты» в 1,5 раза, ожидает Иван Федяков. Рынок так сильно расти не будет, то есть «Леруа Мерлен» будет отнимать у других долю рынка, все к этому готовятся.