Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Роботы на Невском: как беспилотники победят водителей

Сергей Вакуленко, руководитель департамента стратегии и инноваций компании «Газпром нефть»:
Сергей Вакуленко
Сергей Вакуленко (Фото: gazprom-neft.ru)

Рассуждая о будущем, которое формируется нынешним технологическим прогрессом, многие вспоминают английскую промышленную революцию XIX века, оставившую без работы огромное число людей. Роботы, как опасаются скептики, будут уничтожать рабочие места с гораздо большей скоростью, чем это делали паровые машины. Мне все эти страхи кажутся сильно преувеличенными. Для России гораздо опаснее, на мой взгляд, другое — бытовая технологическая революция будет недостаточно быстрой, поскольку городская среда, которую мы формируем сегодня, окажется не готова к массовому внедрению роботов.

Опасная технология

Одна из самых модных тем, которые обсуждаются в контексте технологических инноваций, — революция в сфере транспорта. Меня в этом смысле больше всего вдохновляет беспилотный автомобиль — это вещь, которая дает пользователю новую сущность и новое качество. Тот же электромобиль, если задуматься, никаких принципиальных изменений не привносит — водитель точно так же сидит за рулем.

К тому же, электрический автомобиль очень долго заправлять — и это проблема. Закон Ома никто не отменял. Если подумать, какие нужны сила тока и вольтаж для того, чтобы заправить автомобиль хотя бы за 15-20 минут, становится страшно. А если таких автомобилей будет много — к станциям быстрой заправки нужно будет подводить линии электропередач на пилонах, чтобы обеспечить нужную скорость зарядки.

С одной стороны, мы, наверное, должны радоваться электрическим автомобилям, потому что выбросы будут локализованы где-то в районе электростанции, а не в черте города. Но тут есть другая опасность: электродвигатель — довольно мощный источник магнитного излучения. Когда он один — об этом никто не задумывается. Если их будут миллионы — это вдруг станет заметным и важным. Страшно представить Невский проспект, полный электромобилей.

За бортом прогресса

Беспилотники таких рисков не содержат, однако, как многие считают, они создают куда более серьезную угрозу. Тысячи людей, которые сегодня крутят руль, завтра потеряют работу. На это я могу возразить, что если работа (неважно какая) легко автоматизируется, значит, люди не много потеряют, уступив ее роботам. Они избавятся от довольно неприятного занятия и получат шанс переучиться на что-то более интересное.
К тому же, демографическая ситуация в России сейчас такова, что опасаться безработицы в ближайшие годы нам едва ли стоит. Сейчас в пул работающих вступают люди 1993-1994 годов рождения. А их рождалось очень мало. В то же время из этого пула выходят так называемые бэби-бумеры — поколение конца 1940-х — начала 1950-х годов рождения. То есть страна столкнется с большим сокращением работоспособного населения.

Главный риск в такой ситуации — оказаться выброшенным за борт технического прогресса. Это может произойти в том числе и из-за нынешних градостроительных ошибок. Типичная история — в городе построили какой-то нехороший микрорайон. Через пять-десять лет город поймет, что не надо было строить столько домов такой этажности. Но сделать с этими домами уже ничего будет нельзя — сносить их и строить на их месте что-то другое будет слишком дорого.

Соответственно, принимая решения, связанные с будущей транспортной инфраструктурой, нужно понимать последствия, которые будут «аукаться» еще 40-50 лет. Стоит задуматься, насколько тот город, который я сегодня строю, будет совместим с транспортными системами, которые появятся через 5-10 лет. Нужно сейчас думать, как город в будущем будет взаимодействовать с теми же беспилотными автомобилями.

Вперед в прошлое

Я не могу точно сказать, как должны быть устроены кварталы, по которым будут ездить беспилотники. Но есть несколько вещей, который имеет смысл принимать в расчет. Беспилотники должны будут как-то коммуницировать друг с другом и с городом. Человек-водитель ориентируется на визуальную информацию, робот действует иначе. Поэтому разумно сделать так, чтобы городская среда была способна коммуницировать с беспилотниками — например, с помощью электромагнитных сигналов. Тогда если мы рисуем дорожную разметку, то дублируем ее датчиками, символизирующими полосы.

В идеале хочется, чтобы беспилотный автомобиль имитировал свои действия: «я торможу», «я собрался повернуть налево», «я еду с такой-то скоростью», «я замедляю», «я ускоряюсь». И городская среда должна быть способна предоставить такую информацию участникам дорожного движения. Тогда система заработает.

Есть еще один забавный аспект. Беспилотники смогут решить проблему парковок. Например, вечером в центре Петербурга невозможно припарковаться, потому что много людей пришли в Мариинский театр. В этом случае беспилотник мог бы привезти человека, высадить его у подъезда к театру и куда-нибудь уехать. А человек, выходя из Мариинки, нажмет на кнопку — и к нему подъедет автомобиль. Соответственно, где-то относительно недалеко должна быть парковка, которая будет собирать все эти автомобили. А рядом с театром должна быть площадь, рассчитанная на относительно большой поток людей, которые садятся в автомобиль.

Поразительно, но сто лет назад у этого самого Мариинского театра была аналогичная система. Баре приезжали на своих выездах, затем шли лорнировать дам из своей ложи, их кучера разъезжались, а потом приезжали снова.

О новых возможностях

Беспилотники могут быть полезны и бизнесу. Для собственных целей «Газпром нефть» активно тестирует беспилотные грузовики и дроны. Например, у нас есть буровая в труднодоступном месте. На буровых часто бывают мелкие детали, которые могут сломаться или закончиться. Из-за того, что в кузнице нет гвоздя, буровая простаивает, а мы теряем деньги. Посылать туда вертолет довольно дорого, и мы пробуем гонять дрон.

Таким образом, поскольку мы озаботились будущим транспорта для нашего бизнеса, на нас снизошел некий инсайт о будущем городов. С одной стороны, мы понимаем, что, по всей видимости, спрос на нефть, даже если по некоторым сценариям он начнет падать, будет присутствовать еще лет пятьдесят. С другой стороны, мы видим, что могут появиться какие-то дополнительные ниши, которые было бы глупо и грустно пропустить.

Риски города будущего

Рискам, связанным с развитием технологий, и теме ответственности за передачу инициативы в руки автопилота было посвящено открытое интервью Сергея Вакуленко с Эдуардом Хайманом в рамках Недели Института «Стрелка», которая проходила недавно в Петербурге. Кроме того, на мероприятии обсуждались проблемы экологии, утилизации мусора, новых источников энергии и «умных» домов. Как рассказала РБК Петербург исполнительный директор института Ольга Полищук, главная цель проекта — ответить на вопрос, что нужно жителю для формирования комфортной городской среды.

Глава Ингушетии впервые рассказал о задержании брата, которого подозревают в хищении 
2 млрд руб.

Офис Зеленского не будет обращаться в Конституционный суд для подтверждения легитимности

Цены на газ в Европе подскочили до максимума с декабря прошлого года

Ливни вызвали сильные наводнения на юге Германии. Видео

Блиновская подала заявление о банкротстве. Подробности

Дональд Трамп заявил, что считает ядерное оружие самой большой угрозой для человечества

Что будет с ключевой ставкой 7 июня. Аналитики дали прогноз

Начались съемки продолжения «Чебурашки». Первые кадры

Что пьет Петербург во время ПМЭФ. Подробности

Что известно о новой Lada Iskra. Все подробности за три дня до премьеры

Курс доллара в июне 2024-го: cможет ли рубль выйти из диапазона ₽88-94

Мердок запланировал производство вина «мирового класса» в поместье, где прошла его свадьба

Акции холдинга Уоррена Баффета рухнули почти на 100%. Что произошло?

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 4 июня
EUR ЦБ: 96,87 (-0,92)
Инвестиции, 03 июн, 16:36
Курс доллара на 4 июня
USD ЦБ: 89,38 (-0,82)
Инвестиции, 03 июн, 16:36
Bloomberg назвал целью саммита в Швейцарии вовлечение России в переговоры Политика, 16:13
Жительница Белгорода не пустила детей в убежище во время ракетной тревоги Общество, 16:13
«Кубань-вино» подала заявление об отмене обеспечения иска Генпрокуратуры РБК Вино, 16:08
Совфед 5 июня рассмотрит вопрос о прекращении полномочий Турчака Политика, 16:06
Как снять обременение с квартиры. Инструкция Недвижимость, 16:06
Мирра Андреева после одиночки вышла в 1/4 финала «Ролан Гаррос» и в парах Спорт, 15:48
Церемония прощания с Артуром Чилингаровым. Видео Политика, 15:48
Максимальный фокус: как развить концентрацию внимания
7-дневный интенсив
Подробнее
НАТО разработало пять маршрутов отправки войск на случай войны с Россией Политика, 15:48
Объявленная мертвой пожилая женщина «ожила» в похоронном бюро в Небраске Общество, 15:44
На журналистку «Медузы» завели дело о работе в нежелательной организации Политика, 15:41
Первая ракетка мира третий год подряд вышла в полуфинал «Ролан Гаррос» Спорт, 15:35
Как отечественный софт закрывает ключевые потребности бизнеса Отрасли, 15:32
Лавров назвал США полицейским государством из-за отказа выпустить Риттера Политика, 15:29
Акции IVA Technologies перешли от роста к снижению в первые минуты торгов Инвестиции, 15:20