Лента новостей
Американские прокуроры предъявили обвинение Ассанжу 09:49, Политика На Кутузовском ограничили движение из-за смертельного ДТП с Maybach 09:43, Общество Ким Чен Ын поручил раздать детям подаренные Южной Кореей мандарины 09:36, Общество Как завести горизонтальные связи на бизнес-мероприятиях 09:30, РБК и Открытие Двух лидеров «красных кхмеров» впервые осудили за геноцид 09:11, Политика Сделка в пустыне: как Ливия готовится стать федерацией 09:06, Мнение Винницкое духовенство отказалось присоединяться к Украинской церкви 09:05, Политика Вера в надежность денег: почему нужно уходить от депозитов к инвестициям 09:00, РБК и FW Raiffeisen Брошки на блокчейне: зачем «Мосгорломбарду» роботы и криптовалюты 09:00, Свое дело На Christie’s за рекордную сумму в $90,3 млн продали картину Хокни 08:41, Общество $4 млрд вложил Уоррен Баффет в банк JPMorgan Chase 08:25, Quote Правительство расширило программу льготных авиаперевозок по стране 08:24, Общество 5 модных трендов этой осени 08:14, РБК Pink и KUPIVIP.RU SpaceX повторила рекорд по количеству запусков ракет 07:58, Технологии и медиа СМИ узнали об обещании Абэ не размещать базы США при передаче Курил 07:41, Политика Обед за 15 минут: персональный рецепт итальянской кухни 07:14, РБК и Barilla Экс-глава СБУ предрек Украине поражение в случае войны с Россией 06:28, Политика «Яндекс.Деньги» начал подключать онлайн-магазины из Южной Кореи 06:15, Технологии и медиа Пропавшими без вести из-за пожаров в Калифорнии объявили сотни человек 06:15, Общество Регистрационный знак автомобиля Цоя продали на торгах за ₽2 млн 05:59, Общество Остаться на плаву: как съездить в отпуск и не разориться 05:40, РБК и Мир Генассамблея ООН приняла резолюцию по ущемлению прав человека в Крыму 05:26, Политика СМИ нашли копии паспортов граждан на общедоступных компьютерах в МФЦ 05:03, Общество Газзаев назвал слабой игру сборной России в матче против Германии 04:56, Общество Шереметьево удвоит тариф для авиакомпаний на взлет и посадку 04:30, Бизнес Сенаторы США предложили приостановить продажу оружия Саудовской Аравии 04:00, Политика Власти Кувейта запретили «Братьев Карамазовых» 03:55, Общество Прокуратура Турции завершила расследование убийства посла Андрея Карлова 03:19, Политика
Другой масштаб: почему петербургский бизнес смотрит на ПМЭФ со стороны
Санкт-Петербург и область, 19 июн 2015, 17:38
0
Другой масштаб: почему петербургский бизнес смотрит на ПМЭФ со стороны
Пока на форуме удается заработать только рестораторам, отельерам и представителям MICE

В этом году номера на Петербургский международный экономический форум бронировали необычно рано: еще в марте в целом ряде отелей не осталось свободных мест на период проведения мероприятия. Российские бизнесмены приехали не только послушать президента страны, но и установить связи, ведущие к многомиллионным сделках. Однако для многих петербургских бизнесменов форум в этом году оказался не столь интересным - позволить себе участие в таком дорогом и пафосном мероприятии смогли лишь отдельные компании, да и те пришли на мероприятие, рационально просчитывая траты и возможные дивиденды.

С прицелом на IPO

Петербургская компания «Светлана-Оптоэлектроника» первый раз участвовала в ПМЭФ пять лет назад. Она искала среди посетителей форума клиентов, в том числе, посредством размещения рекламного стенда, что стоило порядка 600 тысяч рублей. Вложения себя оправдали – контакты с первыми лицами федеральных компаний, которым можно было без посредников объяснить преимущества светодиодного освещения, принесли предприятию крупных заказчиков, включая РЖД.

В этот раз «Светлана-Оптоэлектроника» в форуме не приняла участие: больших федеральных компаний, интересных предприятию – немного, и контакты с ними давно установлены, а участие стало слишком дорогим для среднего петербургского бизнеса. По мнению генерального директора компании Алексея Мохнаткина, для петербургских предпринимателей полезнее отраслевые выставки и другие форумы – например, Юридический, который посещают многие руководители компаний, но атмосфера на нем более демократичная.

А вот «Юлмарт», крупный интернет-ретейлер, считает экономически целесообразным участвовать в ПМЭФ в этом году. Но компания попала на мероприятие с конкретной целью. Как объясняет совладелец компании Дмитрий Костыгин, «Юлмарт» в 2016 году планирует выйти на IPO, а на Петербургский форум приезжают представители крупнейших международных банков: UBS, Credit Suisse, Goldman Sachs. «Они составляют глобальные обзоры индустрий, в том числе связанных с интернетом. Благодаря коммуникации на форуме, они лучше понимают, что мы делаем, и корректнее отражают нашу деятельность в своих обзорах», - говорит Костыгин. Возможно, пример «Юлмарта» - исключение, подтверждающее правило: компания, выходящая на IPO, попадает в обойму игроков, которым необходимы личные контакты глобального уровня. Такие игроки не типичны для петербургского бизнеса.

«Теряем туристов»

С куда большим воодушевлением на форум смотрят компании, представляющие индустрию сервиса. Им мероприятие приносит дополнительную выручку. По оценке совладельца ресторанной группы Stroganoff Group Леонида Гарбара, оборот петербургских ресторанов высокого ценового сегмента в дни форума возрос на 20% по сравнению с обычными июньскими днями. По его словам, помимо прямых дивидендов, ПМЭФ дает косвенные: корпоративные мероприятия компаний привели в рестораны новых гостей.

В петербургских отелях дни форума – также самые доходные в году. Юнис Теймурханлы, совладелец и генеральный управляющий отеля «Гельвеция», сообщил, что во время ПМЭФ загрузка составляет 100% во всех категориях отелей, свободный номер не найти. При этом бронирование происходит по открытым ценам - rack rate, то есть по максимальной цене номера для текущего сезона, без каких-либо скидок. «Выручка у отелей уровня 4 звезды возрастает ровно в два раза. У пятизвездных, из-за отсутствия скидок на этот период, валовая выручка в дни форума возрастает еще больше, до трех раз», - рассказал Юнис Теймурханлы.

В то же время отельеры делают важную оговорку: в период белых ночей отели Петербурга в любом случае были бы заполнены иностранными туристами, такая же ситуация и с ресторанами. «Белые ночи - бренд, раскрученный «Интуристом» еще в 1970-е годы, так что иностранцы стремятся в Петербург как раз в середине июня», - говорит совладелец «Гельвеции». Да и в целом проведение ПМЭФ и других крупных форумов на пике высокого сезона вызывает туристический коллапс, рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. «Из-за заоблачных цен и нехватки номеров мы теряем туристов, которые хотели бы посмотреть Петербург в белые ночи», - говорит эксперт. Ту же ошибку, по его мнению, допускают, организаторы Международного инвестиционного форума в Сочи, который проходит в сентябре, в разгар курортного сезона. «На мой взгляд, это неправильное планирование событийного календаря. Такие мероприятия должны поддерживать рынок в средний и низкий сезон. Почему бы не проводить их в ноябре или в феврале, как это делают многие европейские города? Международная выставка недвижимости в Каннах (MIPIM), к примеру, проходит в середине марта», - отмечает Прасов.

Заработать на MICE

Но эти минусы не способны отменить того факта, что ПМЭФ стимулирует развитие конгрессно-выставочной инфрастуктуры в Санкт-Петербурге. Руководитель департамента маркетинга выставочного научно-исследовательского центра R&C (группа компаний РЕСТЭК) Елена Четыркина напомнила, что в 1990-е годы форум проходил в Таврическом дворце, но по мере роста его престижа на международной арене и увеличения числа участников он стал требовать больших площадей, более высокого уровня оснащения. Наряду с другими статусными мероприятиями, такими как Газовый форум, ПМЭФ создал спрос на масштабные площадки, способные принять несколько тысяч участников, на качественный конгрессный менеджмент.

По словам руководителя отдела развития партнерских программ конгресс-центра «ПетроКонгресс» Татьяны Лихачевой, до самого последнего времени город был физически не способен принимать крупные международные события. И транспортная инфраструктура, и площадки для проведения мероприятий категорически не соответствовали уровню международного места встреч. «Например, международный Конгресс кардиологов ежегодно собирает 30 000 участников, - говорит Татьяна Лихачева. - У нас невозможно даже представить проведение такого мероприятия. В Петербурге и 3000 человек одновременно было негде собрать – единственной площадкой для мероприятий с числом участников свыше 1500 оставалось давно устаревшее «Ленэкспо»».

В связи с появлением в северной столице современного аэропорта и специализированной конгрессно-выставочной площадки «Экспофорум» возможности Петербурга по проведению крупных событий значительно расширились. «В городе планируется строительство еще двух крупных конгрессных центров - Константиновского (рядом с Константиновским дворцом, проект пока в стадии разработки) и на Юго-Западе, - рассказывает Татьяна Лихачева. – Таким образом, с точки зрения уровня инфраструктуры, наш город заметно укрепляет свои позиции на рынке MICE». Контракты на проведение крупных международных мероприятий заключаются за три года, поэтому появление новой инфраструктуры дает отложенный эффект. Через несколько лет показатели Санкт-Петербурга как игрока MICE-индустрии, скорее всего, изменятся и количественно, и качественно: увеличится доля крупных международных событий.

Елена Кром

Вы можете также прочитать спецвыпуски газеты РБК, посвященные первому и второму дням проведения ПМЭФ-2015.