Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

На туристическом рынке Петербург по-прежнему позиционируется лишь как город белых ночей

На туристическом рынке Петербург по-прежнему позиционируется лишь как город белых ночей

Ближайшие несколько месяцев станут «ударными» для отелей Петербурга - начавшийся высокий сезон обеспечивает до 50% годового оборота их бизнеса. По прогнозам экспертов, в этом году поток туристов, прибывающих в город, может вырасти на 5-10%.

Между тем, в последнее время в Петербурге ежегодно вводится до 1000 новых гостиничных номеров. Конкуренция на гостиничном рынке обострилась; чтобы достойно выглядеть на фоне соперников, ­отели готовятся совершенствовать серсвис и расширять число дополнительных услуг.

Гостиничный рынок Санкт-Петербурга - один из самым конкурентных в России. В прошлом году Петербург посетили порядка 5 млн гостей, из которых в отелях остановились порядка 2 млн человек. Они осуществили около 4,6-4,8 млн ночевок, то есть средняя продолжительность пребывания гостя в Петербурге составила чуть больше двух ночей, подсчитали специалисты Jones Lang LaSalle Hotels. По мнению Марины Смирновой, старшего вице-президента компании, в 2012 году туристический поток увеличится на 5-7%. А Елена Лысенкова, гендиректор компании Hospitality In.Comm, прогнозирует рост на уровне 9-10%. «Достаточно высокие темпы роста туристического потока объясняются восстановлением после кризисных лет. На туристическом рынке города значительно возросла доля бизнес-туристов - с 25% до 39% от общего объема гостей. Причем это произошло за счет некоторого сокращения культурно-познавательного туризма», - отмечает она.

В 2012 году прирост туристов ожидается именно за счет деловой и экскурсионной составляющих. На рост потока благоприятно влияет недавно введенный 72-часовой безвизовый режим для пассажиров круизных судов и паромов. А в дальнейшем на въездном туризме должна будет отразиться проводимая модернизация «Пулково», которая увеличит пропускную способность аэропорта. Правда, это произойдет не ранее 2014 года.

Приближение к насыщению

В последние годы на рынке Петербурга ежегодно появляется более 1000 новых гостиничных номеров, в основном это новые объекты уровня 4-5 звезд под управлением крупных международных операторов. Активно развивается и сегмент мини-отелей, которые, как правило, расположены в центре и предлагают номера по привлекательным ценам. По состоянию на конец 2011 года в городе насчитывалось 33 627 номеров. «За последние несколько лет конкуренция сильно обострилась на всех уровнях - цены, месторасположение, качество и принадлежность бренду. Годы, когда не хватало мест в гостиницах и операторы были вынуждены расселять гостей за городом в ведомственных пансионатах и общежитиях, ушли в прошлое. Но остались даты высокого спроса, например, период Международного экономического форума», - говорит Валерия Райц, заместитель генерального директора AZIMUT Отель Санкт-Петербург. По ее словам, возможность поселиться в городе теперь есть всегда.

Сейчас в Санкт-Петербурге функционирует почти 700 гостиниц, большая часть из них была введена в эксплуатацию в 2008-2009 году, после чего наблюдался небольшой спад. В 2011 году было открыто еще шесть гостиниц почти на 1000 номеров, новый отель «Домина» на 109 номеров открылся в мае 2012 года. Кроме того, необходимо учитывать и мини-отели, которых в городе насчитывается порядка 650-700.

По типам средств размещения преобладают гостиницы, тогда как хостелы, кемпинги и мотели составляют не более 5% от общего количества объектов, отмечают в Jones Lang LaSalle. Апарт-отели большой вместимости на данный момент на рынке практически не представлены, за исключением Staybridge на 187 номеров, открывшегося в конце 2010 года.

Около 30% всего предложения города сегодня сформировано за счет гостиниц современного качественного уровня, остальное - малые отели и номерной фонд в старых гостиницах советской постройки, в которых не было полномасштабной реконструкции по стандартам какого-либо бренда. Гостиничный рынок уже близок к насыщению, и темпы строительства новых объектов можно было бы снизить, считает Марина Смирнова.

«Конкуренцию на рынке в сегменте 5 звезд можно назвать достаточно высокой. Несколько иначе обстоят дела в категории отелей 3-4 звезды», - отмечает Джон Лозассо, генеральный менеджер отеля Radisson Royal, Санкт-Петербург. На его взгляд, в последнем сегменте еще существует достаточный потенциал для развития.

Количество отелей превышает потребности всех сезонов, кроме белых ночей, считает Елена Лысенкова. «В эти короткие периоды, с конца мая до начала июля, отели востребованы, однако в остальные периоды спрос в разы ниже предложения. Поэтому ключевыми критериями конкурентоспособности (впрочем, как всегда) остаются удобное расположение, набор услуг в отеле и, безусловно, цена», - говорит она.

Рынок клиента

В 2010 году гостиницы заработали 12,665 млрд рублей, свидетельствуют данные Петростата. Очевидно, что в 2011 году доходы были больше: увеличивалась и доходность на номер, и сам рынок, поскольку добавилось около тысячи номеров. Для увеличения эффективности бизнеса и роста дохода с каждого гостя отели обычно делают ставку на развитие спектра дополнительных услуг: новые сервисы, разработка нового меню, программ и прочее, а также делают специальные предложения, стимулируя потребителя, отмечает Елена Лысенкова из Hospitality In.Comm.

Традиционно большая доля в доходах отелей формируется в высокий сезон. Как отмечает Харальд Бюркле, генеральный менеджер отеля Park Inn by Radisson Роза Хутор (Сочи, Красная поляна, место проведения ­Олимпийских игр 2014 года), высокий сезон приносит порядка половины доходов гостиничному бизнесу. В Крас­ной поляне, куда приезжают в основном с целью катания с гор, он длится с декабря по апрель. А в Петербурге наоборот - сезон начинается в мае и длится до сентября. В связи с этим у сети отелей Park Inn by Radissson есть возможность более эффективно управлять бизнесом, отмечает Харальд Бюркле. «В высокий сезон в нашем отеле в Крас­ной Поляне работает порядка 150 человек, в том числе персонал, который мы задействуем из других гостиниц сети. Летом количество сотрудников сокращается примерно в два раза, многие из них уезжают в другие города, в том числе в петербургские отели Radisson и Park Inn by Radisson», - рассказывает Харальд Бюркле. Такой постоянный обмен персоналом не только эффективен с точки зрения оптимизации доходов, но и повышает уровень компетентности самих сотрудников.

В Санкт-Петербурге ярко выраженная сезонность туризма. «Для зимнего периода характерен минимальный спрос, что происходит в связи с недостаточно развитым направлением конференц-туризма. Основная же доля спроса приходится на период „белых ночей"», - говорит Оксана Малеева, руководитель отдела аналитических исследований АРИН. Так, наиболее высокая заполняемость характерна для самых бюджетных мест размещения - хостелы, эконом-класс, мини-отели. Для этих категорий она составляет 74-82% в высокий сезон и 44-52% в низкий, подсчитали в АРИН. Наименьшей популярностью пользуются гостиницы класса 5 звезд, для которых этот показатель находится на уровне 29% в низкий сезон и 48% - в высокий.

По словам Валерии Райц, 3-4 месяца высокого сезона обеспечивают 60% от всего оборота отеля Azimut за год. «Мы постоянно расширяем количество предлагаемых гостю услуг, таким образом можно не только повысить лояльность клиента, но увеличить доходность отеля», - говорит она.

Традиционно гостиничные сети повышают доходность за счет роста объема спроса при снижении цены на номер (в основном, в среднем ценовом сегменте), или же за счет повышения цены за номер, «довольствуясь» небольшими объемами, что свойственно по преимуществу люксовым отелям, продолжает г-жа Смирнова. Люксовые отели не могут себе позволить существенно снижать цены, поскольку у них высокие эксплуатационные издержки, уточняет она.

Согласно исследованию компании Cushman & Wa­ke­field, в третьем квартале 2011 года доходность на гостиничный номер в Санкт-Петербурге выросла на 10%. Это стало следствием увеличения загрузки и роста тарифов за проживание. «В 2011 году гостиницам удалось удержать высокую цену в высокий сезон спроса, что указывает на его стабилизацию. Однако на флангах сезона еще продолжалось стимулирование спроса за счет цены, и только к концу года ценовая политика отелей стала более жесткой в плане скидок», - продолжает Марина Смирнова. В то же время, по ее словам, растущее новое предложение не позволяет гостиницам диктовать свои ценовые условия, пока еще рынок остается рынком покупателя, особенно корпоративного и туроператорского, дающего большие объемы спроса.
Как отмечает Оксана Малеева, сегодня наиболее высокая стоимость размещения характерна для гостиниц категории 5 звезд - от 9,8 тыс. до 16,8 тыс. руб./сутки за стандартный двухместный номер в зависимости от сезона. Самая низкая стоимость размещения - в хостелах от 0,9 тыс. до 1,4 тыс. руб./сутки.

Ирина Ерохова, Руководитель информационного отдела агентства «Крединформ»

«Одним из подтверждений хорошего функционального состояния петербургских гостиниц является их готовность к приему участников XVI Петербургского международного экономического форума. В 2012 г. принимать его гостей и участников будут 19 гостиниц, в которых забронировано около 1450 номеров, в том числе 586 пятизвездочных, что на 15% больше количества номеров, забронированных в 2011 г.»

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
ТАСС узнал, какой груз перевозили танкеры в Керченском проливеОбщество, 22:51
Российскому политологу Миграняну запретили въезд в АрмениюПолитика, 22:38
Polskie Radio узнало о первых санкциях ЕС за «гибридные действия» РоссииПолитика, 22:25
Пушилин заявил о 200 запертых в «кармане» у села в ДНР украинских военныхПолитика, 22:07
Франция возобновит дипломатические контакты с Сирией спустя 12 летПолитика, 22:02
МЮ забил два гола за две минуты и вырвал победу у «Манчестер Сити»Спорт, 22:00
Российские пловцы завершили ЧМ победой в эстафете с мировым рекордомСпорт, 21:54
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Власти французского острова Майотта после урагана допустили тысячи жертвОбщество, 21:54
WSJ узнала о планах выпуска Apple складных и более тонких iPhoneТехнологии и медиа, 21:41
Как устроен ветрогенератор «Росатома» на 2,5 МВтРБК и Росатом, 21:38
Матрос рассказал о крушении танкера в Керченском проливеОбщество, 21:37
Чемезов рассказал о решении Путина, которое спасло российский ОПКПолитика, 21:13
Советник Трампа назвал прекращение огня на Украине возможным первым шагомПолитика, 20:42
Почему роскошь любит тишинуРБК и Сбер Первый, 20:40