Международная сеть пиццерий закрывает рестораны в Петербурге
Сеть пиццерий «Сбарро» (входит в холдинг «Планета гостеприимства») сокращает свое присутствие на петербургском рынке. Как пишет «Фонтанка», за последние месяцы в городе закрылась почти половина этих заведений.
Ресторанные дворики
В мае, в частности, прекратил работу флагманский ресторан «Сбарро» на Невском проспекте, 42, а также в ТРК «Лето» и «Питерлэнд». По словам директора «Питерлэнда» Алексея Рожкова, причиной разрыва отношений стали долги по аренде. В ТРК «Лето» причины ухода арендатора не прокомментировали. Что касается помещения на Невском, то в картотеке арбитражного суда содержится иск зарегистрированной по этому адресу компании «Диасто» к управляющей «Сбарро» «Бразерс и компания» (входит в холдинг «Планета гостеприимства») на 310 тыс. рублей.
До этого рестораны «Сбарро» закрылись в ТРЦ «Галерея», «Европолис», «Академ-парк», «Мега-Парнас» и «Мега-Дыбенко». Причем последний торговый центр покинул и другой проект «Планеты гостеприимства» — бистро «Восточный базар».
Справедливости ради стоит отметить, что в управляющей ТРЦ «Европолис» и «Академ-парк» Fort Group сообщили, что работа ресторанов на данный момент уже возобновлена.
На сегодняшний день в Петербурге работает семь кафе «Сбарро», расположенных в ТЦ «Галерея», ТЦ «Европолис», ТЦ «Академ Парк», ТЦ «Лигов» (хотя у руководства этого комплекса есть претензии к арендатору), ТЦ «Континет», ТЦ «ПИК», ТЦ «Гранд-Каньон». Кроме того, в городе работают и другие бренды компании, например, рестораны ближневосточной кухни «Восточный Базар», которые размещены в ТЦ «Гранд-Каньон», ТЦ «Европолис» и ТЦ «Галерея».
Планы по франчайзи
Операционный директор «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» Сергей Сахнин сообщил РБК Петербург, что в конце 2015 года компания начала испытывать операционные сложности, обусловленные экономическим кризисом. «Однако сейчас ситуация стабилизировалась, мы постепенно возвращаем наши позиции, возобновляя работу итальянских кафе. Так, например, итальянские кафе «Сбарро» вновь заработали в ТРЦ «Европолис», «Академ Парк», «Гранд-Каньон», открылось наше флагманское заведение в ТРЦ «Галерея», — сказал представитель компании.
«В том, что касается закрытий: Невский — с трудом можно назвать флагманским рестораном, и закрытия точки там связанно с продажей помещения новому собственнику, а не проблемами с арендой; ПитерЛенд — мы находимся в переговорах и точно найдем общий язык с арендодателем, ресторан откроется в ближайшее время; Лето закрыт, т.к. арендодатель поднимает аренду относительно текущей ставки в тот момент, когда другие ТРЦ ищут компромиссы, чтобы сохранить арендаторов; МЕГА — это решение головного офиса компании ИКЕАМос, и с бизнесом в Питере совершенно не связано», — добавил С.Сахнин.
При этом он добавил, что с конца 2015 года посещение ТРЦ, а главное потребительская активность горожан, резко сократилась. «Мы продолжаем вести переговоры с некоторыми ТРЦ о снижении арендной платы, фиксации курса в рублях. Уходить из Санкт-Петербурга «Сбарро» не собирается. Свое присутствие на питерском рынке в 2016 году бренд будет наращивать за счет открытия франчайзинговых точек», — отметил он.
Ключевые продукты
Ранее начальник управления по повышению эффективности бизнеса компании Роман Воробьев сообщил в интервью «Коммерсанту», что у компании возникли финансовые проблемы из-за российского эмбарго на продукты из ЕС, скачка курса доллара и роста цен на аренду в торговых центрах. Эти факторы привели, среди прочего, к невыплате зарплат сотрудникам ресторанной сети. Воробьев объяснил, что решение России ввести контрсанкции в ответ на ограничения Евросоюза «серьезно повлияло» на бизнес ресторанов, «потому что затронуло ключевые продукты — сыр для пиццы, муку».
После этого, по словам Воробьева, закупочные цены на российские продукты выросли от 50% до 300%: «Получается, раньше мы закупали товар за условные 10 руб., а итоговый продукт продавали за 60 руб. А теперь этот же товар стоит нам уже 50 руб.! И поднять свою цену до 150 руб. мы не можем — ведь зарплаты у россиян не выросли». Итогом этого стало то, что в Sbarro «катастрофически выросла стоимость закупки» при невозможности аналогично поднять цену продажи. «У нас с декабря 2014 года цены увеличились где-то на 30%. И это предел, больше мы не можем — люди просто не купят», — пояснял Воробьев.
Другой причиной проблем в компании стала стоимость аренды в торговых центрах. «Бизнес попал в ту же засаду, что и валютные ипотечники, только масштабы куда больше. Не секрет, что 80–90% договоров аренды заключаются в валюте и привязаны к текущему курсу», — сказал он, добавив, что «если аренда раньше составляла 25% выручки, то по некоторым точкам она стала достигать 50%». При этом Воробьев отметил снижение трафика в торговых центрах — «люди перестали покупать». «А если трафик упал на 70%, то я, как ни танцуй, не могу покрыть аренду. Если выручка была 2 млн руб., а стала 500 тыс. руб., мне экономически невыгодно держать ресторан и я его закрываю. И конкуренты поступают так же», — заключил он.
Вызов для отрасли
С аналогичными проблемами сталкиваются и другие ресторанные холдинги. Ранее РБК писал о финансовых проблемах в холдинге «Росинтер» (управляет ресторанами «IL Патио», «Планета суши» и др.). Его чистый убыток вырос в 2015 году почти в два раза, до 391,6 млн, а выручка — упала. Причем итоги оказались даже хуже, чем в кризисном 2008 году. «Прошедший 2015 год стал вызовом для ресторанной отрасли России, — отмечал президент и CEO «Росинтера» Сергей Зайцев. — Стагнация экономики, вызванная рядом внешних и внутренних факторов, спровоцировала снижение доходов населения и, как следствие, значительный спад потребительского спроса». В 2015 году компания также закрыла около 50 ресторанов и сократила около 300 человек.
«В конце 2014-го и начале 2015 года мы были в очень тяжелом положении, надо было приспособиться ко всем эффектам кризиса. По словам основателя «Росинтера» Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко, две главные проблемы, с которыми столкнулась компания из-за кризиса и девальвации рубля, — это долларовая аренда и импортные продукты (часть продуктов подпала под эмбарго, другие выросли в цене).
Статистика за фудкорты
Официальная статистика свидетельствует о сокращении рынка общественного питания: по данным Росстата, совокупные продажи российских ресторанов, баров и кафе в 2015 году упали на 6%, до 1,293 трлн руб. В 2016 году темпы снижения немного замедлились — до 5,7% по итогам января—февраля, продажи составили 190,3 млрд руб.
Ресторанный рынок в начале года немного поддержал тот факт, что из-за экономии россияне начали отказывать себе во многих других развлечениях, например в заграничных путешествиях, говорила РБК директор консалтинговой компании RestCon Елена Перепелица.
Справка
Исследование Nielsen показало, что всем сегментам HoReCa большинство соотечественников предпочитают фудкорты. На втором месте по посещаемости рестораны быстрого питания (29%), на третьем — бары и закусочные (24%). Рестораны полного обслуживания и еда из автоматов со снеками менее популярны (11 и 3% соответственно). А европейцы, напротив, больше всего любят есть в ресторанах полного обслуживания (47%), на втором месте — заведения фастфуда (37%).