Эксперты оценили новые перспективы раздельного сбора в Петербурге
Петербургский парламент принял в первом чтении законопроект о поправке в городской закон «О благоустройстве в Санкт-Петербурге». Поправка дополняет перечень элементов благоустройства «контейнерами для раздельного накопления твердых коммунальных отходов». По мысли инициаторов поправки она позволит властям по просьбе горожан ставить такие контейнеры вблизи жилых домов.
Опрошенные РБК Петербург эксперты, однако, сомневаются в том, что благое намерение депутатов сдвинет организацию раздельного сбора отходов в масштабе всего города с мертвой точки.
Не та поправка
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша, поддерживая само стремление депутатов ускорить введение раздельного сбора, тем не менее называет данный законопроект почти бессмысленным. «Согласно действующему законодательству, контейнеры для мусора и так являются элементами благоустройства — как относящиеся к «техническим устройствам» или «различным видам оборудования», так и упомянутые в законе», — утверждает она. По словам эксперта, отсутствие в законе прямого упоминания мусорных контейнеров как элементов благоустройства никогда не было проблемой при попытках энтузиастов организовать в Петербурге раздельный сбор.
Не облегчает поправка и процедуру установки контейнеров вблизи жилых домов. Во-первых, контейнеры для раздельного сбора устанавливают не власти, а либо управляющие компании (УК), либо перевозчики. Во-вторых, согласно перечню объектов благоустройства № 1300 (объектов, не требующих кадастрирования, установления сервитутов и т.п.), для контейнеров перерабатываемых отходов не требуется оформление земельных участков. Но требуется получить множество согласований от заинтересованных комитетов правительства Петербурга и монополистов. И вот эти-то согласования и было бы разумно упростить. «Вот такая поправка действительно упростила бы установку контейнеров и ускорила бы введение в Петербурге раздельного сбора», — считает Анна Гаркуша.
Кроме того, как справедливо отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «необходимо сократить поступающие в настоящее время на полигоны для утилизации ТКО». Инициаторы считают, что их поправка «позволяет осуществлять раздельное накопление ТКО». Однако опрошенные РБК Петербург эксперты так не считают. По закону о регоператоре раздельным накоплением ТКО может заниматься либо он сам, либо кто-то другой, но с согласия регоператора. При этом, как неоднократно разъясняли эксперты, регоператору раздельный сбор экономически не выгоден, поскольку он уменьшает общий объем собираемых ТКО, за который регоператор получает деньги. Кроме того, при раздельном сборе ТКО регоператором плата населения за мусор не уменьшается.
«Дуальная» система
По мнению специалистов «РазДельного Сбора», подлежащие переработке отходы (макулатура, стеклянные и пластиковые бутылки, металлические банки и т.п.) должны собираться отдельно и не в качестве ТКО, а как отдельный вид отходов, называемый в законодательстве «отходами от использования товаров, тары и упаковки» (ОИТ). Именно такая, «дуальная», система существует, например, в Германии, говорят они. «Появление в законодательстве понятия ОИТ создало коллизию, когда часть отходов потребления может и не стать ТКО, если их накапливать раздельно», — считает Анна Гаркуша.
К ОИТ не применяются правила обращения с ТКО, их сбор не монополизирован регоператором, требования к местам их накопления тоже иные. Это уже может быть и не контейнерная площадка, а либо территория, принадлежащая жилому дому, либо выделенная городскими властями. Для эффективного развития раздельного сбора власти должны упростить процедуру выделения таких территорий и согласования установки контейнеров, считают в «РазДельном сборе». Как говорят в ассоциации, Минприроды готовит сейчас дорожную карту по введению раздельного сбора в стране, на основе которой власти регионов должны будут разработать свои планы.
Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram