В каждом третьем нормативном акте нашли нарушение закона
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) пришли к выводу, что в Северо-Западном округе в каждом третьем нормативном акте допущено нарушение закона. Дело в том, что все эти документы не соответствуют нормам современного русского литературного языка, а значит, нарушают закон «О государственном языке РФ».
В ходе исследования было проверено более 36,5 тысячи актов общим объемом 185 млн страниц, изданных в 2014 году в субъектах СЗФО.
Федеральный закон «О государственном языке РФ» от 01.06.2005 № 53-ФЗ требует обязательного использования государственного языка Российской Федерации в деятельности организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства, а также во взаимоотношениях организаций всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений. При этом не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
В 2009 году Минобрнауки определило перечень из четырех словарей (орфографического, грамматического, фразеологического и словаря ударений), в которых содержатся нормы современного русского литературного языка. Таким образом, начиная с 2009 года при использовании русского языка как государственного, в том числе при языковедческой экспертизе правовых текстов, нельзя руководствоваться никакими другими словарями.
Однако данный перечень словарей не воспринимается в филологическом профессиональном сообществе как установленный в соответствии с законом стандарт русского литературного языка, обязательный для использования во всех сферах официального общения, в том числе при издании нормативных правовых актов.
А сотрудники государственных органов, разрабатывающие проекты нормативных актов, проводящие их экспертизу и согласование, сотрудники правоохранительных и контрольных органов, судьи, которые в своей деятельности при официальном общении как раз обязаны соблюдать нормы современного русского литературного языка, в подавляющем большинстве просто не знают о существовании обязательного языкового стандарта современного русского литературного языка.
Как показал анализ, проведенный экспертами СПбГУ, между нормой, зафиксированной в «официальных» словарях Минобрнауки, и другими современными словарями, представленными крупными школами русистики, довольно много расхождений.
Например, утвержденный в 2009 году Минобрнауки «Словарь ударений русского языка» предусматривает в качестве нормы современного русского литературного языка ударение в слове «договор» как на первом, так и на третьем слоге, а для производного от него прилагательного — два варианта и ударения, и написания: «договОрный» и «договорнОй», тогда как в подготовленном учеными СПбГУ кратком словаре-справочнике «Трудности современного русского произношения и ударения» из серии «Давайте говорить правильно!» ударение на первый слог в слове «договор» рассматривается как неправильное, как и прилагательное «договорной».
Утвержденный Минобрнауки в 2009 году «Словарь ударений русского языка» разрешает в сфере официального общения ставить ударение на второй слог в слове «осýжденный». В отличие от официального словаря ударений многие другие словари, в том числе словарь-справочник СПбГУ, указывают такое ударение как недопустимое. Таких примеров десятки, говорят ученые филологи.
Поэтому все неофициальные словари могут использоваться в сферах официального общения только в той части, в которой они не противоречат официальным словарям, утвержденным Минобрнауки.
При этом ученые могут спорить с правильностью выбора официальных словарей и доказывать, что настоящая языковая норма отличается от описанной в этих словарях (в том числе и вследствие ее изменения после издания словарей), но при использовании русского языка как государственного это будет иметь значение только после внесения изменений в приказ Минобрнауки.
При анализе нормативных актов субъектов РФ экспертами СПбГУ было выявлено большое количество нарушений требований определенности, ясности и понятности текстов нормативных актов. Было обнаружено более 11 тысяч случаев использования в региональных нормативных правовых актах слов и выражений, которые ранее уже становились основанием для признания судами конкретных нормативных актов субъектов РФ недействующими ввиду их неопределенности. Также было обнаружено более 200 тысяч норм с признаками неопределенности, содержащих слова и выражения, которые могут с учетом контекста нормы также приводить к неясности и двусмысленности этого нормативного положения.