Петербуржцы меняют потребительские привычки
Покупательская активность петербуржцев показала снижение в июле, несмотря на снятие ограничений на работу предприятий торговли и сферы услуг. Надежды на то, что отложенный спрос поможет вернуть товарооборот на докризисный уровень, не оправдались. Как отмечают аналитики, в текущих экономических условиях ожидать заметного роста покупательского спроса в ближайшее время не стоит. Отчасти это связано с необратимыми изменения стиля жизни, которые произошли под влиянием пандемии.
Отложенный спрос
Примечательно, что цифры по покупательской активности практически совпали у двух исследовательских компаний, использующих разные методики расчетов. Так, по данным «Ромир», в июне расходы жителей СЗФО сократились на 1,6%, в Петербурге — на 2,0%. В июле расходы в СЗФО увеличились на 4,2% по сравнению с июнем в связи с отменой ряда ограничений на работу бизнеса. В Петербурге в июле расходы выросли на 3% по сравнению с июнем. Некоторое увеличение покупательской активности специалисты связывают с влиянием отложенного спроса, сообщили в пресс-службе «Ромир». Однако в ближайшие месяцы можно ожидать «стабилизации» расходов и прекращения их роста, прогнозируют эксперты.
Компания «Сбериндекс» также фиксирует сокращение спроса со стороны потребителей во второй половине лета. По данным «Сбериндекса», в июне после смягчения санитарных ограничений россияне стали тратить гораздо больше, чем за аналогичный период 2019 года. Однако к концу июля динамика продаж стала уменьшаться. Так, после пяти недель роста (весь июль и первая неделя августа) продажи обуви, одежды и аксессуаров сократились на 3% по сравнению с началом августа 2019 года. Расходы на услуги уменьшились по отношению к августу прошлого года на 17%.
«Сбериндекс» анализирует динамику спроса по сравнению с прошлым годом, что позволяет исключать сезонные колебания, а «Ромир» фиксирует текущую ситуацию на рынке. Тем не менее, даже с учетом разного подсчета обе компании фиксируют одну и ту же тенденцию — замедление объемов продаж. Этот тренд будет продолжаться, комментирует полученную статистику генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.
Необратимые процессы
«Ожидаемо, что после отмены ограничений в торговые центры вернулись потребители, которые не готовы совершать онлайн-покупки. Однако значительного отложенного спроса, который дал бы долгосрочный рост продаж, не случилось, и мы вернулись к динамике продаж, которая была до закрытия магазинов. Напомню, что за 2019 год рынок стагнировал, рост составил всего 1%. Теперь же, по итогам 2020 года, думаю, стоит впервые за долгие годы ожидать снижения объемов продаж», — прогнозирует Федяков.
Он связывает этот тренд с тем, что на фоне кризиса потребитель включает «сберегательную» модель потребления. Отчасти это объясняется изменением стиля жизни, которое произошло под влиянием пандемии. «Расходы могут снизиться из-за того, что часть людей надолго перешла на удаленную работу. Такие потребители не видят смысла тратить много денег на одежду, обувь, парфюмерию. Я думаю, эти изменения будут сказываться еще месяцы, а может и годы», — полагает Иван Федяков.
Пессимистичный прогноз дает и Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group. Она обращает внимание на то, что тенденции, зафиксированные в России, наблюдаются и в других странах. Так, в США и Европе после майско-июньского роста, восстановившего трафик в торговле до 50%, уже в июле эффект отложенного спроса себя исчерпал, говорит эксперт. Индекс потребительского доверия упал на 8%. Количество людей, которые считают, что посещение магазинов небезопасно, выросло на 7%, а количество женщин, считающих, что посещение примерочных небезопасно, выросло на 6%, говорит Анна Лебсак-Клейманс.
«Июль показал откат назад — вместо того, чтобы «адаптироваться» и возвращаться к прежним привычкам, американцы и европейцы туже затянули пояса и еще прочнее перемещаются в сторону дистанционного шоппинга. По опыту всех лет эта волна дойдет и до России, но чуть позже», — прогнозирует эксперт.