Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Половина авиакомпаний РФ находятся на грани банкротства

Росавиация подвела итоги первого полугодового мониторинга финансового состояния российских авиакомпаний. Он показал, что в "нестабильном финансовом положении" находится 42% российских авиакомпаний и больше трети авиаперевозчиков из топ-20, пишет 18 августа газета "Коммерсантъ".
Половина авиакомпаний РФ находятся на грани банкротства

Росавиация подвела итоги первого полугодового мониторинга финансового состояния российских авиакомпаний. Он показал, что в "нестабильном финансовом положении" находится 42% российских авиакомпаний и больше трети авиаперевозчиков из топ-20, пишет 18 августа газета "Коммерсантъ".

Росавиация вправе ограничить этим компаниям полеты вплоть до отзыва свидетельства эксплуатанта. Правда, эксперты уверены, что на крайние меры ведомство не пойдет, но ограничения последуют и финансовое положение этих перевозчиков будет только ухудшаться.

Как говорится в подготовленной Росавиацией справке, в "нестабильном финансово-экономическом состоянии" находится 42% всех российских перевозчиков с долей в общей выручке по рынку 24,4%. Финансовое состояние пяти первых по пассажирообороту авиакомпаний - "Аэрофлота", "Трансаэро", "Сибири", "ЮТэйра" и "Оренбургских авиалиний" - вопросов у ведомства не вызывает. В справке подчеркивается, что они платежеспособны и стабильны.

Однако в документу указывается, что, из перевозчиков, занимающих в рейтинге места с 6-го по 17-е, семь находятся в зоне риска. При этом 23% российских авиакомпаний на начало текущего года имели отрицательную стоимость чистых активов, в связи с чем, согласно Гражданскому кодексу, "их легитимность может быть поставлена под сомнение и реальна угроза их закрытия", отмечается в справке.

"В течение анализируемого периода действенных мер к исправлению ситуации собственники организаций не осуществили", - заключается в документе. Названия "нестабильных" авиакомпаний в Росавиации сообщить отказались, отмечает газета.

Напомним, о необходимости проводить регулярный мониторинг финансового состояния российских авиакомпаний Росавиация заявила после остановки полетов альянса AiRUnion в 2008 году. Однако первый мониторинг такого рода был проведен только по итогам этого полугодия, поскольку Минтранс утвердил перечень критериев для оценки состояния компаний лишь 1 апреля.

По мнению генерального директора консалтингового агентства Infomost Бориса Рыбака, финансово благополучными из списка первых 17 перевозчиков можно определенно считать только компании, аффилированные с лидерами рынка: "Глобус" (входит в холдинг S7 вместе с "Сибирью") и дочерние компании "Аэрофлота" - "Донавиа" и "Нордавиа".

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий добавил, что финансовых проблем не должно быть у авиакомпании "Якутия" благодаря поддержке республиканской администрации, а также у чартерной авиакомпании "Северный ветер", - заработок на чартерных перевозках обычно невелик, но при растущем пассажиропотоке это стабильный бизнес.

Финансовая состоятельность остальных авиакомпаний вызывает у экспертов сомнения. "Тяжелым" Б.Рыбак называет положение ГТК "Россия" (6-е место по пассажирообороту), имевшей на начало года долг свыше 6 млрд рублей и увеличившей перевозки за первое полугодие всего на 9,1% (всего по рынку - 30,1%). При этом в 2009 году чистый убыток ГТК "Россия" составил рекордные для отрасли 5,7 млрд рублей.

Следующая в рейтинге "Владивосток авиа" залезла в убытки уже в этом году: по итогам I полугодия компания потеряла 729,1 млн рублей против прибыли в 16,4 млн рублей за аналогичный период прошлого года. "Это очень много", - констатирует Б.Рыбак. Сама авиакомпания в комментарии к сообщению об убытках пояснила, что они возникли из-за "демпинговых тарифов, установленных на рынке ведущими авиаперевозчиками".

Почти такой же убыток у "Уральских авиалиний" (8-е место) - по итогам первого полугодия компания потеряла 645,5 млн рублей.

"Очень тяжелой" Б.Рыбак называет проблему долгов "Атлант-Союза" (11-е место): по состоянию на конец 2009 года задолженность этого авиаперевозчика составляла порядка 14 млрд рублей.

Эксперт опасается и за финансовое благополучие двух чартерных перевозчиков - "ВИМ-Авиа" (10-е место) и Red Wings (15-е место). Первая за последние два года серьезно сократила свое присутствие на туристическом рынке, а со второго авиаперевозчика лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) требует в суде 330,7 млн рублей за лизинг самолетов Ту-204 (общий долг компании перед ИФК составляет более 600 млн рублей).

Не так плохо идут дела у авиакомпании SkyExpress, занимающей 17-ю строчку в рейтинге по пассажирообороту. Всего месяц назад, когда руководитель Росавиации Александр Нерадько провел совещание по итогам полугодового мониторинга, в числе особо "нестабильных" в этом отношении была названа только авиакомпания SkyExpress. Однако спустя несколько дней холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски договорился с акционерами SkyExpress о стратегическом партнерстве, предполагающем ее объединение со входящими в "Базэл" "Авиалиниями Кубани" (27-я позиция по пассажирообороту). Источник газеты в Минтрансе сообщил, что "Базэл" уже выдал гарантии по кредитам перевозчика, отведя от него угрозу санкций со стороны Росавиации.

На основании результатов мониторинга федеральные авиационные правила позволяют Росавиации отзывать у перевозчиков свидетельство эксплуатанта. Однако останавливать полеты всех авиакомпаний, чье положение признано нестабильным, Росавиация не решится, уверен Б.Рыбак: слишком велики могут оказаться социальные последствия.

"Но этим компаниям будут ограничивать полеты, например, отказывать в допуске к чартерам, не выдавать разрешения на новые международные маршруты, что обеспечит им медленную смерть", - говорит он. Часть финансово неустойчивых авиакомпаний будут надеяться на консолидацию с крупными участниками рынка, но вряд ли у кого-то будет желание поглощать проблемные компании, констатирует эксперт.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 25 мая
EUR ЦБ: 97,1 (-0,78)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Курс доллара на 25 мая
USD ЦБ: 89,7 (-0,55)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
США приняли участие в учениях Армении по борьбе с ядерными угрозами Политика, 06:04
Полянский оценил, насколько Россия и Украина близки к диалогу о мире Политика, 05:34
На МКАД перевернулся и загорелся автомобиль Общество, 05:03
Генштаб ВСУ признал успехи России к северу от Донецка Политика, 04:57
Генсек НАТО пообещал «ответ в других сферах» на крупные кибератаки Политика, 04:45
Восточный фланг НАТО договорился о создании «стены дронов» Политика, 04:16
Вильфанд сообщил о приближении купального сезона в Москве Общество, 04:12
Стоицизм: как быть эффективнее в изменчивом мире
Подробнее
Румыния запланировала стать лидером по выпуску снарядов для Abrams Политика, 03:37
Эксперты назвали финансовое положение Британии самым сложным за 70 лет Экономика, 03:23
Маск сообщил о больших тратах на борьбу с попытками заглушить Starlink Политика, 02:59
Венгрия помешала отправить прибыль с активов России на оружие Украине Политика, 02:40
Туск допустил открытие одного погранперехода с Белоруссией Политика, 02:28
Киев признал неэффективность западного оружия из-за российских помех Политика, 01:53
Вучич заявил о риске глобальной катастрофы из-за конфликта на Украине Политика, 01:48