Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Шлепанцы, бургер, тушь: что мешает людям водить машину Партнерский проект, 15:55
Суд заочно арестовал игрока «Что? Где? Когда?» Ровшана Аскерова Общество, 15:53
Госдума поддержала законопроект о лишении СМИ регистрации за фейки Политика, 15:48
Cборная Швейцарии по хоккею выиграла все матчи группового этапа ЧМ Спорт, 15:45
Госдума приняла в первом чтении закон о засекречивании данных из ЕГРН Общество, 15:45
Как бизнес экспериментирует с интернетом вещей: работающие проекты РБК и МегаФон, 15:44
Военная операция на Украине. Главное Политика, 15:41
Пресс-секретарь главы правления «Газпрома» возглавил совет директоров VK Бизнес, 15:40
Суд отказался выпускать менеджера компании Абызова из-за смерти жены Общество, 15:26
Болельщики вернули украденную чемпионскую медаль тренера «Милана» Спорт, 15:22
Рекордсмен по плаванию обвинил спортучилище в «подготовке преступников» Спорт, 15:21
Уход и доход: как помочь семьям людей с инвалидностью Партнерский проект, 15:21
Швейцарский концерн Sulzer объявил об уходе из России Бизнес, 15:16
Российские Ту-95МС и бомбардировщики Китая вместе провели патрулирование Политика, 15:07
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Кем-то надо жертвовать: основатель ABBYY дал рецепты выживания в кризис

За полтора месяца изоляции бизнесы преодолели несколько лет в цифровизации своих процессов, уверен основатель и член совета директоров группы компаний ABBYY Давид Ян. В рамках Public Talk, организованного РБК Петербург, эксперт рассказал, что этот кризис кардинально изменит работу компаний в будущем — произойдёт сокращение людей, а топ-менеджерам нужно будет запастись финансовой подушкой безопасности и технологиями для повышения производительности своих сотрудников в режиме удалённой работы.

Дэвид Ян, основатель и член совета директоров группы компаний ABBYY:

«Нам всем нужно запастись терпением, потому что сейчас происходит серьёзнейший кризис. По оценкам американских экономистов, он будет, вероятно, сильнее по своим последствиям того, что происходило в Великую депрессию. Тогда в пиковый момент, в 1932 году, в США было 25% безработных, сейчас их доля несколько меньше. Однако в период Великой Депрессии пиковые показатели были достигнуты за 3 года кризиса, а сейчас близкие к ним — за несколько месяцев. При том, что американское государство беспрецедентно поддерживает бизнес — выделяет ему триллионы из резервного фонда. Власти США прогнозируют серьёзные потрясения в экономике страны. Я не вижу объективных предпосылок к тому, чтобы в ЕС или в России ситуация складывалась сильно лучше.

Я слышу рекомендации членов советов директоров американских компаний: «Сохранить всех мы не сможем, принимайте твердые решения». То есть руководители фирм стоят перед сложным выбором: пожертвовать частью персонала сейчас или всей компанией — чуть позже. Если у кого-то есть сотрудники, которых нанимали в резерв, на вырост — вы должны подумать дважды, можно ли их сохранить, или лучше сформировать финансовую «подушку» для выплаты зарплаты основным сотрудникам. Финансовая подушка — ключевое условие выживания компаний: менеджерам необходимо рассчитать ее таким образом, чтобы хватило на 12 месяцев жизни фирмы при сокращении продаж на 25-75%.

Руководители фирм стоят перед сложным выбором: пожертвовать частью персонала сейчас или всей компанией — чуть позже.

Помимо запаса терпения и финансов, для выживания в этом кризисе очень важны технологии — причем другие, чем в прошлый кризис.

Неназначенные лидеры

Недавно я слышал такую фразу от Джоша Берзина (исследователь в области HR-аналитики — ред.): «Если в 2008 году наши компании спасли финансовые директора, то в нынешнем кризисе нас с вами спасут директора по персоналу». Именно на них в этот кризис легло основное бремя по цифровой трансформации и по удержанию внимания и производительности сотрудника.

Pro
Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images Как вернуть себе и сотрудникам спокойствие и веру в будущее — 5 шагов
Pro
Фото: Shutterstock Риск вечного «медвежьего» рынка реален. В каких акциях пересидеть падение
Pro
Фото: Shutterstock Telegram все ближе к мечте о супераппе. Чего еще в нем не хватает бизнесу
Pro
Опцион: какие ошибки могут возникнуть при его оформлении
Pro
МТС неожиданно решила выплатить дивиденды. Что это значит
Pro
Фото: Zuma \ ТАСС Профессия продавца все еще не престижна: что ее ждет в будущем
Pro
Как в России будут продавать товары с «недружественным» патентом
Pro
Фото: Anton Vaganov / Reuters Экономика РФ не рухнула после санкций. Как это объясняют зарубежные СМИ

Почему директора по персоналу? Казалось бы, когда число безработных исчисляется миллионами, само наличие работы является лучшим мотиватором для сотрудников, и никакой HR не нужен. Это иллюзия. Да, люди дорожат рабочим местом — но как они работают? Насколько это вас устраивает? Ведь сейчас, когда люди перешли на удалённую работу, мы не понимаем, что происходит с персоналом.

Сейчас, когда люди перешли на удалённую работу, мы не понимаем, что происходит с персоналом.

Скажем, спросишь у сотрудника спустя три дня после дедлайна: «Где библиотека, которую ты должен был разработать три дня назад?». А он в ответ: «Ой, а вы знаете, а я пошёл по этой ссылке, ничего не открылось и я подумал, что мне должны были прислать другую ссылку». Это обычная ситуация в режиме удалённой работы. Здесь на помощь приходят инициативные сотрудники, которые чуть-что спешат на помощь своим коллегам. Вот именно таких неформальных team-лидеров работодателям за время кризиса нужно различить — это будущие драйверы вашей компании. По нашим исследованиям, неназначенные лидеры принимают 84% решений в организации. Более того, есть обратная связь между обычными сотрудниками и сотрудниками-лидерами — последние «дают пинок» остальным и учат остальных, в том числе при удалённой работе.

Чтобы смягчить для сотрудников переход на удалённую работу, руководителям также необходимо создать для сотрудников привычный климат. Научно доказано, для эффективности работы с коллегами нужно чаще видеться, хоть виртуально. В нашей компании сотрудники, даже которые живут в однокомнатной квартире, обустраивают один уголок в виде кофейни и в течение дня периодически ведут разговор с коллегами оттуда — это очень важный момент для мотивации на удалённой работе.

Личное общение должно приносить не только эффективность на работе, но и гормоны счастья. Я последнее время изучаю, как устроено принятие решения у нас в мозгу, и занимаюсь созданием эмоционального искусственного интеллекта по имени Морфеус. В нём запрограммированы несколько нейромедиаторных контуров, а-ля человеческих — это эндорфины, дофамины, серотонин и другие гормоны. То есть робот может быть нервным, чем-то недовольным или наоборот счастливым. Последний год я читаю статьи про вазопрессин и окситоцин (гормоны, отвечающие за социальные эмоции — ред.) и хочу сказать, когда мы пожимали друг другу руки на работе или когда мы сидели с коллегами рядом в одном помещении у нас вырабатывался окситоцин и вазопрессин. И это очень важно для эффективной работы. А сейчас этого нет…

Но есть технологии, которые помогают в режиме реального времени понимать, выгорают сотрудники или нет. Они с помощью активно-пассивных инструментов анализируют обратную связь с сотрудниками. Активная обратная связь — это опросы: система задает вопросы каждому сотруднику и анализирует ответы. Пассивная часть — система с помощью искусственного интеллекта анализирует, что сотрудники делают — их коллаборацию в Slack (корпоративный мессенджер — ред.), в Zoom (платформа для видеоконференций — ред.), электронную почту, SRM-системы (supplier relationship management, управление отношениями с поставщиками — ред.). Этот анализ, конечно, проводится этичным образом — сотрудники дают системе разрешение на доступ к рабочим перепискам.

Проводить подобный анализ HR-директорам важно. Например, если у вас IT-компания и 60%-сотрудников инжиниринг-департамента находятся в «красной зоне», то есть в поздней стадии выгорания — жди беды. Но без мониторинга эмоционального состояния сотрудников вы узнаете о беде слишком поздно, когда сорвёте поставку и потеряете трёх ключевых клиентов.

Без мониторинга эмоционального состояния сотрудников вы узнаете о беде слишком поздно, когда сорвёте поставку и потеряете трёх ключевых клиентов.

Ещё один способ помочь в кризис своему бизнесу — отслеживать и корректировать бизнес-процессы в реальном времени. Чтобы быстро реагировать на изменения и прогнозировать результаты своих действий, менеджменту компании необходимо иметь полное представление о процессах и данных. Причём для того, чтобы это выяснить, не обязательно нанимать экспертов-аналитиков, сегодня эту работу могут сделать технологии. Это то, чем занимается ABBYY. Такие технологии преобразуют данные в структурированный вид, делают их доступными для анализа и позволяют в реальном времени отслеживать любой бизнес-процесс с высоким уровнем детализации. Все это помогает улучшить критически важные для бизнеса показатели: повысить конкурентоспособность, увеличить количество новых клиентов, сделать процессы более понятными и прозрачными, обеспечить соответствие требованиям законодательства.

Пострадали меньше других те компании, чья работа с клиентами была заранее оцифрована. Например, сейчас в связи с пандемией меняются способы потребления товаров и услуг. В начале апреля количество чеков в американских ресторанах упало до 75-80%. Однако те игроки, у кого заранее была выстроена и оцифрована технология доставки, сейчас повышают свою рентабельность.

На слове «технологии» я завершаю свою речь. Цифровая трансформация заставила человечество за месяц (который мы проводим в вынужденной изоляции) преодолеть путь в несколько лет. В сети популярен мем, где сидит в переговорной начальник большой организации и говорит: «Какая цифровая трансформация, о чём вы говорите? Она ещё не касается нашей организации». А потом камера отъезжает и на улице такая гигантская чугунная гиря с надписью COVID-19, которая уже отклонена и через секунду снесёт это здание. Вот это то, что происходит с бизнесом сейчас».

Справка

Давид Ян — российский предприниматель, основатель и член совета директоров группы компаний ABBYY. Компания создаёт решения с использованием искусственного интеллекта в области обработки информации и лингвистики. Основные продукты компании — система распознавания текстов ABBYY FineReader и электронные словари ABBYY Lingvo. Также Давид Ян создал карманный коммуникационный компьютер для подростков Cybiko. Основал компанию iiko, которая занимается разработкой и внедрением систем автоматизации для ресторанов.

Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции