Торговые комплексы Петербурга наполнились «невыгодными» покупателями
В Петербурге растет посещаемость торговых комплексов. Такие наблюдения сделали аналитики исследовательской компании Watcom Group. По их данным, Shopping Index (индекс покупательской активности, отражающий число посетителей на 1 тыс. кв. м. арендопригодной торговой площади) показывает устойчивый рост последние 7 недель.
Напомним, что отрицательную динамику изменения Shopping Index специалисты начали фиксировать с апреля 2014 года. А с конца августа 2015 года индекс был стабильно ниже, чем годом ранее, что, по мнению аналитиков, свидетельствует о постепенном усилении влияния негативных экономических факторов.
Текущий год также начался с негативной динамики покупательской активности. Но с четвертой недели года посещаемость петербургских торговых комплексов начала стабильно расти, и к середине марта Shopping Index вырос на 97,5 пунктов по сравнению с ситуацией на конец января 2016 года. Характерно, что даже в докризисном 2013 году индекс показывал значительно большую волатильность — периоды роста не продолжались более трех недель подряд.
Впрочем, эксперты не уверены, что рост Shopping Index говорит о серьезных изменениях в настроении покупателей. «Рост посещаемости торговых комплексов не означает, что люди стали больше покупать», — говорит генеральный директор InfoLine Иван Федяков. — Увеличение трафика в торговых комплексах скорее говорит о том, что у людей стало меньше денег и они стали больше времени уделять выбору товара, стремясь купить его дешевле, — поэтому они посещают не один, а несколько торговых точек». Вторая причина роста посещаемости ТРК — резкое снижение выездного туризма. «Люди, которые вместо того, чтобы поехать за границу, вынуждены остаться в городе, — считает И.Федяков. — Они тоже создают дополнительный трафик в торговых комплексах».
К аналогичным выводам пришли аналитики исследовательского холдинга «Ромир». По их данным, только в феврале 2016 года петербургские покупатели сократили единоразовые траты в магазинах сразу на 16% по сравнению с январем. В результате средний потребительский чек опустился до рекордно низких значений за все годы наблюдений. Характерно, что потребительские расходы петербуржцев за этот же период выросли на 1,7%. По мнению специалистов, сокращение среднего чека на фоне растущих расходов говорит о том, что что покупатели начали ходить в магазины чаще в поисках более выгодных предложений.