Перевозчики рассказали, почему ГИБДД "ловит брюнетов, а не бандитов"
Грузоперевозчики намерены добиваться исполнения закона о совместной ответственности грузоотправителей (наряду с перевозчиками) за перегруз автомобилей. За восемь месяцев действия этого закона, уверяют участники рынка, грузовладельцев системно практически не штрафуют. Все бремя штрафов и взяток за перегруз, как и дополнительный транспортный налог через систему «Платон», лежит исключительно на перевозчиках.
Коррупционная составляющая
Перевозчики рассказывали о проведенной ими накануне совместно с ГИБДД выездной проверке на посту ГИБДД (на 52-ом километре КАД между Мурманским шоссе и Вантовым мостом) соблюдения введенного в июле 2015 года ФЗ-248, возложившего также и на грузоотправителей (наряду с перевозчиками) ответственность за перегруз автомобилей.
«Проверка была назначена на 12 часов дня. В 11:30 мск мне как участнику рынка пришло смс от коллег-перевозчиков с предупреждением о предстоящей проверке «с участием Матягина», — рассказал сам президент НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Когда мы приехали на пост и начали проверять (взвешивать) проезжающие машины, их уже практически не было — за первые 15 минут мы остановили 4 машины, за следующий час — одну. И все. Больше машин не было. Хотя до этого, как мы выяснили, машины шли потоком. Понятно, что все разъехались по стоянкам и ждали окончания нашей проверки. Через 10 минут после завершения проверки мне пришла еще одно смс: «Все, можно ехать». О проверке заранее знали только четыре человека. Я и соответствующие структуры. Как произошла утечка, от кого?».
По словам представителей транспортных компаний, существует хорошо отлаженная система ухода от наказаний за езду с перегрузом. Основана она на коррупции в ГИБДД. Уходить от штрафов помогают «решальщики», разумеется за дополнительную плату.
«Знаете ли вы о существовании этой коррупционной схемы? Когда и как вы с ней собираетесь бороться?», — задал прямой вопрос представителям ГИБДД один из перевозчиков. «Какой-то немножечко замысловатый вопрос. С небольшой подковыркой, по-видимому, да?», — ответил начальник 4-го отдела УГИБДД Павел Румянцев и предложил предоставить статистику «по работе в данном направлении».
О том, как на практике происходит эта «работа в данном направлении» рассказал председатель совета НП «Грузавтотранс» Константин Буланьков: «Я приехал на место проверки [упомянутой выше на 52 км КАД] заранее — к 11:00 мск. Ко мне подошел майор ГИБДД и спросил, что я здесь делаю. Я объяснил, что я — из группы, которая должна контролировать. «А что же вы нам ничего не сказали?». Я говорю — есть закон, вы на своем рабочем месте, работайте, останавливайте машины, которые явно идут с перегрузом. У меня даже видео снято. Только за 7 минут проехали шесть явно перегруженных самосвалов, с «горкой». Ни одну машину никто не остановил. После того, как я подошел и принципиально потребовал от них исполнять свои служебные обязанности, они остановили четыре машины. И все. Другие машины уже не останавливали. Ответы были примерно такие: «Я не могу больше останавливать и набить площадку». Хотя площадка позволяет остановить хоть десять машин. Были и другие ответы. Например, «я не могу бежать во второй ряд и остановить машину»... Кстати, ни одна из машин-нарушителей не была эвакуирована, как положено по закону. Нам объяснили: «В Санкт-Петербурге не хватает эвакуаторов». За 18 лет моей работы директором автотранспортной компании ни одна моя машина, которая нарушила весогабаритные параметры, не была оставлена на месте, а была эвакуирована. А вчера не было ни одного эвакуатора».
Перевозчиков подставляют грузовладельцы
«Перевозчик — заложник ситуации. Нам совершенно не выгодно ездить с перегрузом, и не только из-за штрафов, но и потому, что перегруз резко увеличивает износ машин, что обходится нам в копеечку. Но грузовладельцы вынуждают нас ездить с перегрузом, — утверждает Владимир Матягин. — Мы собрали множество подтверждающих фактов против грузовладельцев. Это съемки на карьерах, на трассах».
Перевозчики разъяснили РБК Петербург, что грузовладельцы платят им лишь за использование их машин, вне зависимости от веса груза, который перевозчики не в состоянии контролировать. «При погрузке весы не используются, заставить грузовладельца взвешивать груз при мне невозможно — при нынешнем кризисе на рынке перевозок предложение перевозчиков сильно превышает спрос и если я буду капризничать, грузовладелец просто откажется от моих услуг и наймет моего конкурента», — объяснил владелец ИП «Радьков» Алексей Радьков. Перевозчики утверждают, что грузовладельцы нередко обманывают их, занижая вес груза в транспортных накладных (при этом получателю груза они предоставляют документы с правильными данными). Но за езду с перевесом вынуждены платить штрафы или взятки только перевозчики.
Владельцы гранитных и песчаных карьеров оправдываются тем, что если соблюдать нормы, то их песок станет «золотым». «Недобросовестные поставщики песка и щебня для строительства дорог выигрывают государственные тендеры демпингом, а потом пытаются свести свою экономику за наш счет — понижая транспортные расходы незаконными методами, — говорит М.Матягин. — Мы с этим не согласны».
Вынужденный мазохизм
Парадоксальные, на первый взгляд, усилия грузоперевозчиков принудить ГИБДД к выявлению и наказанию своих коллег, ездящих с перегрузом, они объясняют необходимостью использовать механизм ФЗ-248 для принуждения, через штрафы, грузовладельцев соблюдать правила транспортировки грузов и перестать подставлять перевозчиков, заставляя их ездить с перегрузом и платить за это немалые штрафы. М.Матягин уверен, что это единственный выход из тупиковой ситуации: «Если перевозчиков будут тотально штрафовать и ставить на штрафстоянки, то возникнет дефицит перевозочных услуг. Тогда грузоотправителям придется пересмотреть свое отношение к перевозчикам и загружать их в соответствии с законом. Но для этого инспекторы ГИБДД должны перестать потворствовать нарушениям закона». Свою уверенность в эффективности наказания грузовладельцев М.Матягин иллюстрирует реальными примерами из жизни: «Во время всероссийской акции «На дорогу — без перегруза!» в сентябре-октябре 2015 года на компании, владеющие карьерами, были наложены серьезные штрафы — до 30 млн рублей. Они после этого прекратили перегружать перевозчиков. Правда, по завершении акции прежняя практика возобновилась».
Систему надо менять
Исполнять закон и штрафовать грузовладельцев на практике весьма затруднительно реализовать. Во многих случаях в этом виноваты дефекты законодательства. Помимо прочих проблем они еще и стимулируют коррупцию.
В ФЗ-248 наказание за перегруз предусмотрено для «юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществивших погрузку груза в транспортное средство». Но это не обязательно грузовладельцы, а, например, специальные компании грузчиков (например, в портах — это стивидорные компании). И грузовладельцы пользуются этой формулировкой закона, сваливая вину на перевозчика, который, якобы, по своей воле загружает машину с перегрузом, чтобы перевезти весь груз за один раз, а не ездить дважды. Инспекторы ГИБДД предпочитают штрафовать тех, кого проще — «ловить брюнетов, а не бандитов», по выражению правозащитника Сергея Ковалева.
Кроме того, истинных владельцев груза зачастую очень трудно вычислить, потому что они нередко прячутся за фирмами-посредниками. Да и штрафы для них, как считает М.Матягин, слишком маленькие. Эффективнее было бы, по его мнению, например, приостанавливать лицензии владельцев карьеров — одних из главных виновников перегрузов. Но, как заявил первый заместитель председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Алексей Рылеев, закон о недрах не предусматривает ни отзыв, ни приостановку лицензий по таким основаниям.