Золотая эра: российскому автопрому обещают глобальные перемены
В ходе прошедшего недавно Петербургского международного инновационного форума 2017 директор УК промышленного кластера «Автопром Северо-Запад» и представитель Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов в СЗФО Майя Свиридова заявила, что «начинается «золотая эра» для российских поставщиков автокомплектующих». По ее словам, глобальные автомобильные бренды и их поставщики высших уровней, успешно локализовавшие свои проекты, готовы сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, а это в основном — предприятия малого и среднего бизнес.
Почему «автосборка открылась» именно сейчас, а не в 2014 году, когда девальвация рубля сделала очень выгодной многие проекты, Майя Свиридова объясняет в интервью РБК Петербург.
— Автоконцерны всегда предпочитали сотрудничать с глобальными производителями автомобильных комплектующих, хотя требования по срокам и глубине локализации у многих из них прописаны в соглашениях с правительством о промышленной сборке. Что изменилось?
— Вступление России в ВТО и окончание сроков действия постановлений № 166 и 566 о промышленной сборке завершают этап работы в льготном режиме и получение льгот по импорту основных групп компонентов. Чтобы избежать увеличения себестоимости и роста издержек сборочные предприятия выбрали курс на углубление локализации и тесное сотрудничество с российскими поставщиками.
— Но ведь, как выяснили журналисты, скорее всего с мая 2018 года по конец 2020 года государство сохранит нынешние льготы, а потом, как минимум до 2023 года будет действовать новая программа промышленной сборки, тоже предусматривающая льготы…
— С учётом действующих правил ВТО, которые уравновешивают шансы для всех участников внешнеэкономической деятельности, продление действие льготного режима в полном объёме практически невозможно.
На первый план для участников рынка выходят объективные факторы — создание эффективных производств с глубокой переработкой сырья и собственной базой НИОКР, внедрение и совершенствование международной системы качества, модернизация и переход на цифровые технологии. Автоматизация закупок, синхронизация процессов, другие цифровые технологии, в частности, так называемая «Умная фабрика», позволяют снять главное препятствие для производства автокомпонентов — зависимость себестоимости изделия от размера серии, что является критичным для предприятий малого и среднего бизнеса из смежных отраслей, а также для все более активного сектора ОПК, активно рассматривающего запуск новых направлений по выпуску автомобильных комплектующих в рамках реализации программ конверсии на своих предприятиях.
— И много таких предприятий?
— Пока немного, но их число начало заметно расти. Среди участников нашего автомобильного кластера несколько предприятий ОПК — «Океанприбор», «Бипитрон», которые начали сотрудничество со сборочными предприятиями по выпуску печатных плат и электронных узлов для автомобилей.
На данном этапе завершается формирование проектных команд кластера в рамках действующих рабочих групп по локализации комплектующих сборочных предприятий, локализации испытаний, развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры для него, в том числе, для перевода общественного транспорта в Петербурге на электрическую тягу. С учётом наличия в кластере производителей конечной продукции, компетенций промышленных поставщиков и наличия у них мощной испытательной базы не только поможет дозагрузить действующие мощности предприятий, но также даст инновационный толчок для проведения модернизации и перехода на цифровые технологии. Помимо производителей узлов и компонентов мы активно взаимодействуем с организациями в сфере производства сырья и материалов. И не только с заводами, но и с учеными-технологами.
— К какой модели вы хотите прийти в итоге?
— Мы стремимся к вертикальной интеграции в автопроме и активно сотрудничаем с производителями сырья, материалов, оснастки, и инструментов. На данном этапе мы подключаем к выпуску субкомпонентов поставщиков-производителей второго и третьего уровней, при необходимости оказывая технологическую и стратегическую поддержку проектам поставщиков, планирующих расширение географии поставок и переход на высшие уровни. А ведь доходит до абсурда — при неплохо развитой в Петербурге отрасли производства изделий из пластика, автозаводы вынуждены импортировать пластиковые эмблемы автомобилей. Есть ряд критических технологий, которые необходимо локализовать для реализации программ импортозамещения.
— А почему это не делалось до сих пор?
— Частично углубление локализации происходило, но медленными темпами. Главная причина в том, что российские промышленники не были к этому готовы, особенно предприятия ОПК. Это — объективная проблема, обусловленная другими условиями ведения бизнеса.
Производство автомобильных комплектующих — низкомаржинальный бизнес, серийность не соответствует параметрам, привычным для предприятий ОПК. К тому же, автоконцерны предъявляют очень высокие требования к качеству в соответствии с международными стандартами — и не только самих изделий, но и к особому качеству менеджмента предприятия, организации производства. Это предусматривает внедрение и совершенствование системы менеджмента качества, оптимизацию бизнес процессов, что требует значительных усилий, временных и финансовых затрат. Многие к этому не готовы ментально и организационно.
— Насколько много в Петербурге потенциальных производителей автокомпонентов?
— Санкт-Петербург исторически и географически идеален как центр по созданию добавленной стоимости в секторе выпуска промышленных комплектующих для автомобильной промышленности, машиностроения и оказания услуг по вспомогательным технологическим сервисам (окраска, гальваника, производство и сервисное обслуживание пресс-форм и оснастки и т.д.). Учитывая наличие мощного промышленного потенциала, хорошую логистику и наличие потребителей в виде пула сборочных предприятий, их поставщиков высших уровней, (заинтересованных в качественной локальной продукции как для российских конвейеров, так и для своих глобальных предприятий), формирование в регионе многоуровневой сети поставщиков комплектующих и материалов не только поможет действующим автопромышленным предприятиям решить собственные вопросы по локализации, но и откроет новые рынки сбыта для петербургских предприятий. Кроме того, это может сократить сроки интеграции в глобальные цепочки поставок.
Расширение локализации выгодно всем — петербургские предприятия получат хорошие заказы, автосборка снизит свои издержки, автомобили станут дешевле и этому обрадуемся мы — покупатели.
Процент локализации
По данным экспертов агентства «АвтоВзгляд» на середину 2017 года, в России до сих пор не освоено производство ключевого набора комплектующих, необходимых для полноценного функционирования отрасли. В стране действует около 600 поставщиков автомобильных запчастей, но только у 10% из них продукция отвечает международным требованиям в отношении уровня затрат, качества и технологий.