«Вопрос выживания»: в Петербурге расширяют производство двигателей
АО «ОДК-Климов» построит в Петербурге производственно-конструкторский комплекс для сборки и сопровождения производства авиационных газотурбинных двигателей. Помимо этого, в планах компании построить комплекс по сервисному обслуживанию авиадвигателей, а также корпус разработки и производства систем автоматического управления газотурбинными авиадвигателями и авиационный учебный центр.
Вопрос выживания
Соглашение о сотрудничестве с правительством Петербурга «ОДК-Климов» подписал в рамках ПМЭФ-2022. Суммарно в реализацию всех проектов компания планирует вложить около 22 млрд руб. Комплексы будут строиться в течение семи лет.
По словам генерального директора «ОДК-Климов» Александра Артюхова, анонсированные проекты направлены на импортозамещение. Сейчас существующая производственная площадка компании в Петербурге выпускает 300 двигателей в год. В условиях санкций вертолётные двигатели отечественного производства стали более востребованы. «Сейчас наши заказчики требуют практически удвоения нашего производства», — сказал Артюхов. Он уточнил, что основными заказчиками «ОДК-Климов» является вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России». Ранее компания использовала в своём производстве французские и американские двигатели.
С тем, что проект перспективен, согласна профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко. «Создание такого центра критически необходимо в контексте текущих событий. Если санкционные ограничения сохранятся, в ближайшее время авиакомпании столкнутся с проблемой технического обслуживания двигателей. Сборка и сопровождение, а также сервисное обслуживание — это основа выживания нашей авиации как таковой», — сказала Ткаченко РБК Петербург.
В разговоре с РБК Петербург исполнительный директор «ОДК-Климов» Александр Ватагин отметил, что компания имеет «небольшую зависимость» от импорта электронно-компонентой базы. «Конечно, мы оцениваем риски. У нас есть необходимый задел для производства продукции до конца года. Мы сейчас ищем замену производителей электроники в России или в дружественных странах, которые не присоединяются к санкциям, в том числе из Китая», — сказал он.
Перспективы и риски
Реализация проекта позволит ОДК-Климов выйти на новый рынок, связанный с обслуживанием авиадвигателей зарубежного производства, считает Елена Ткаченко. Потенциал этой ниши расширился в связи с уходом с рынка компаний, которые ранее занимались обслуживанием импортных авиадвигателей. «Для Климова это как раз новый рынок — он открылся из-за санкций», — поясняет Елена Ткаченко.
Впрочем, освоение этого сегмента связано и с некоторыми рисками, полагает Ткаченко. Главный из них — отмена санкций, которая приведет к возращению на российский рынок компаний, которые ранее занимались обслуживанием агрегатов зарубежного производства. «Если санкции отменят, двигатели на «Боингах» и «Эйрбасах» будут обслуживать аккредитованные сервисные фирмы, как раньше», — говорит эксперт.
Справка:
АО «ОДК-Климов» — предприятие двигателестроительной отрасли, занимается разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем автоматического управления для самолетов и вертолетов. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». По данным «РБК Компании», выручка «ОДК-Климов» в 2018 году составила 17,73 млрд руб., прибыль — 18 млн руб. АО «Объединенная двигателестроительная корпорация входит в госкорпорацию Ростех.