Лучшие времена: получит ли малый бизнес обещанные кредиты?
Только за 2015 год объем выдачи кредитов малому и среднему российскому бизнесу сократился почти на треть. Такие данные были озвучены на Российском форуме малого и среднего предпринимательства, проходившем в рамках ПМЭФ 2016. Такая ситуация не способствует выполнению задачи, поставленной президентом Владимиром Путиным весной прошлого года. Глава государства потребовал к 2020 году довести долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 50%. Как признали участники форума, недоступность банковского финансирования — одно из главных препятствий в исполнении президентского поручения. Однако пока меры по стимулированию банков к более активному кредитованию малого и среднего бизнеса дают лишь частичные результаты.
В логическом тупике
С одной стороны, банки декларируют интерес к малому и среднему предпринимательству (МСП), с другой стороны, у финансовых организаций есть веские причины сокращать объемы кредитования этого сегмента. Так, доля просроченных кредитов в среднем по России, по данным Центробанка, сейчас составляет 15-17%. В неофициальных комментариях банкиры называют другую цифру. В Петербурге, например, у некоторых крупных участников рынка доля просрочки по неофициальным данным достигает 30%.
Ответом на рост просрочки стало значительное ужесточение требований к заемщиками в сегменте МСП. Средняя ставка кредитования малых и средних предпринимателей составляет 18-19%. «С учетом того, что рентабельность большинства малых и средних предприятий редко бывает выше 10-12%, такие условия являются заградительными», — уверен президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян.
Это предположение подтверждается результатами социологических исследований. Так, опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований, показал, что только каждый пятый представитель малого и среднего бизнеса привлекает внешнее финансирование.
Альтернативные ниши
Как считает вице-президент, директор департамента развития малого и среднего бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» Кирилл Тихонов, потенциальный спрос на кредиты со стороны малых и средних предпринимателей достаточно высок.
«С одной стороны, на протяжении 2014-15 годов потребность МСП в финансировании была не удовлетворена, — объясняет К. Тихонов. — С другой стороны, мы видим, что число обращений за кредитами значительно снизилось по сравнению с 2013-началом 2014 года. Это говорит о значительном объеме отложенного спроса, поскольку многие предприниматели заняли выжидательную позицию и ряд инвестпроектов отложен до лучших времен».
Ожидая изменения ситуации и стремясь снизить риски, банки активно замещают выпадающие из-за сжатия кредитования доходы так называемыми транзакционными (непроцентными) доходами. Как писал ранее РБК Петербург, у крупнейших участников рынка доля таких сервисов может превышать 50%. «Тренд последних лет — существенный сдвиг в сторону комиссионных продуктов и транзакционного обслуживания. Игроки, сокращающие объемы финансирования, традиционно смещают акценты в пользу развития некредитного предложения, пытаясь максимизировать безрисковый доход, — подтверждает Алла Артеменко, директор территориального офиса Росбанка в Санкт-Петербурге. — По итогам 2015 года доля комиссионного дохода в направлении обслуживания предпринимателей увеличилась на 10% и составила 40% в общей структуре доходов».
Меры стимулирования
Однако такая позиция банков мало отвечает целям, которые декларируются властями в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Вовлечь финансовые организации в более активное кредитование этого сегмента пока удается только за счет различных государственных гарантий.
Главный из проектов по стимулированию банковского сектора — «Программа 6,5», которая реализуется «Корпорацией МСП» совместно с Минэкономразвития и Центробанком. По информации на сайте «Корпорации МСП», программа фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 50 млн. рублей для субъектов малого бизнеса на уровне 11% годовых, для среднего — 10% годовых. Предоставляя кредиты по таким ставкам, банки получают возможность рефинансирования в Центробанке по ставке 6,5% годовых.
Финансирование в рамках программы предоставляется компаниям, работающим в приоритетных отраслях — главным образом в сфере экспорта. «В условиях сегодняшней экономики, когда во многих отраслях открылись возможности для экспорта это направление необходимо поддержать», — уверен Михаил Осеевский, заместитель президента-председателя правления ПАО «Банк ВТБ», который является одним из 12 банков-участников программы.
Несоответствие масштабов
«Это один из тех немногих случаев, когда государству удалось создать вполне рабочий инструмент», — продолжает М.Осеевский. По его словам, ВТБ в рамках программы уже выдал кредитов на общую сумму 14 млрд рублей. План на 2016 год — довести объем выданных кредитов до 40-50 млрд рублей. Такие результаты идут вразрез с общим трендом на снижение объемов кредитования МСП.
Правда, как подчеркивают участники банковского рынка, на малый бизнес приходится не более трети сегмента МСП. Михаил Осеевский, не уточняя долю малого бизнеса в структуре заемщиков ВТБ, отметил, что среднемесячный темп прироста кредитного портфеля составляет более 1,5%. «Объем кредитов компаниям среднего бизнеса у Банка ВТБ составляет более 600 млрд рублей, — констатировал М.Осеевский. — Может быть, у кого-то кредитный портфель и падает, но у нас он только растет».
Впрочем, как признал замгендиректора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Максим Любомудров, объем помощи малому и среднему бизнесу в масштабах экономики страны пока не кажется впечатляющим. К настоящему времени корпорация выдала гарантий на общую сумму 26,7 млрд рублей. План на 2016 год — довести этот показатель до 65 млрд рублей.
«Успехи в решении проблемы доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства определенно есть, — дает оценку замруководителя аппарата Госдумы РФ Михаил Копейкин, — однако пока масштаб этой проблемы не соответствует инструментам, которые применяются для ее решения».