Новая петербургская история: как в России появились сети и быстрая еда
Компании-пионеры, начинавшие бизнес на заре рыночных реформ, в 2012-2013 годах празднуют двадцатилетний юбилей. Это значит, что можно отпраздновать двадцатилетие национального - и в том числе петербургского - бизнеса. Подводя итоги большой эпохи, прожитой в новом времени, надо признать: у Петербурга есть весомые поводы для гордости. Он не только произвел на свет выдающиеся компании федерального масштаба, но и выступил флагманом технологического развития целых отраслей. В частности, за девяностые-нулевые годы город стал столицей российского ритейла, телекоммуникаций и современной пищевой промышленности.
Победное шествие сетей
Переход от советского универсама к современным форматам торговли - одно из самых радикальных изменений в стиле жизни человека, принесенное капитализмом. И в данном случае у капитализма есть имена и фамилии: Олег Жеребцов, Андрей Рогачев, Олег Тиньков, Александр Евневич - все начинали бизнес в Петербурге.
Современная торговая сеть - это целый набор радикальных инноваций в сравнении с привычным советскому человеку магазином. Во-первых, сетевой принцип торговли позволяет достичь эффекта масштаба: чем больше число магазинов и товарооборот - тем выше экономия на издержках и конечная цена на прилавке. Люди получили большой выбор товаров и сравнительно низкие цены одновременно. Во-вторых, принцип самообслуживания, существенно снижая затраты торгового оператора на персонал, избавил покупателя от общения с неприветливыми советскими продавщицами и стояния в очереди в каждый отдел. В третьих, четкое деление по форматам магазинов - дискаунтер, супермаркет, гипермаркет - дало потребителям возможность осознанно выбрать «свое» место для покупок, опираясь на сочетание критериев: размер магазина/широта ассортимента/цены.
В 1993 году Олег Жеребцов открыл «Ленту cash&carry» на Тихорецком проспекте - первый в России продовольственный магазин западного формата, а с 1999 года ведут свою историю гипермаркеты «Лента». В том же 1999 году Андрей Рогачев осуществил старт 16 «Пятерочек» - магазинов шаговой доступности в формате «мягкий дискаунтер», а в 2010 году их была уже тысяча, причем по всей России. Олег Тиньков со своим проектом «Техношок», запущенным в 1995 году, сделал супермаркеты и гипермаркеты электроники «модной темой» в Петербурге, которая успешно развивается до сих пор. В частности, сеть «Юлмарт», стартовавшая в Петербурге в 2008 году, вошла в число крупнейших ритейлеров России, и в 2012 году заняла первое место в рейтинге Online Retailer Russia TOP-30 как самая успешная интернет-торговая компания страны. «Максидом», открытый в 1997 году основателем группы «Орими Трейд» Александром Евневичем с партнерами, стал первым гипермаркетом DIY («сделай сам») в России. Этот жанр торговли до сих пор набирает обороты по объему продаж и популярности.
Много раз впервые
Не менее революционный переворот в образе и качестве жизни людей произвели в России операторы мобильной связи. Событие, которое считается началом истории отечественной сотовой связи, случилось в Петербурге – 9 сентября 1991 года мэр города Анатолий Собчак позвонил по мобильному телефону в Нью-Йорк. В Петербурге же был основан первый российский федеральный сотовый оператор – «МегаФон», и многое в области телекоммуникаций делалось в Северной столице впервые в стране.
Компания «Северо-Западный GSM», позже переименованная в «МегаФон», родилась в июне 1993 года – ровно 20 лет назад – тогда петербургская мэрия выдала закрытому акционерному обществу свидетельство о регистрации. Сотовую сеть GSM компания пустила в эксплуатацию в 1995 году, и с этого момента жители города стали активно приобщаться к мобильной связи – сначала, впрочем, только самые богатые из них: в основном бизнесмены, а также чиновники и бандиты. «Трубка» тогда стоила несколько тысяч долларов при средней зарплате в 300-400 долларов и служила в том числе атрибутом высокого социального статуса.
В 1999 году Петербург стал первым городом в России и пятым в мире, где сотовая связь заработала под землей – на станциях метро. В том же году «Северо-Западный GSM» первым среди российских операторов заключил роуминговые соглашения со всеми европейскими странами. В начале 2000-х годов сотовая связь перешла из разряда элитных услуг в разряд массовых рынков. В 2002 году число мобильных номеров в стране превысило число стационарных, а «Северо-Западный GSM» отпраздновал подключение миллионного абонента. Тогда же было принято решение о переименовании компании в «МегаФон». В те годы сотовый телефон начал эволюционировать в многофункциональное устройство.
В 2003 году «МегаФон» в Петербурге первым запустил услуги передачи данных на базе технологии GPRS – началась эпоха мобильного Интернета. В 2004 году Петербург стал первым городом в Европе, где абоненты смогли передавать друг другу MMS -мультимедийные сообщения. В 2007 году в Петербурге состоялся запуск сети 3G, и в ходе ее тестирования был сделан первый в стране видеозвонок. В том же году «МегаФон» стал первым федеральным оператором мобильной связи, охватив все субъекты Российской Федерации.
«МегаФон» - крупнейшая, но не единственная инновационная телеком-компания, рожденная в Северной столице и повлиявшая на развитие технологий в масштабе страны. Компания «Скартел» - создатель бренда Yota – была основана в 2006 году Денисом Свердловым и Сергеем Адоньевым. Они решили развернуть сеть WiMAX – революционную в тот момент технологию быстрого мобильного Интернета. Этот формат передачи данных использовался тогда только в пяти странах. В 2008 году план был реализован – сеть Yota развернулась на территории Москвы и Петербурга. В 2010 года компания отказалась от технологии WiMAX в пользу наиболее передовой и «быстрой» на сегодня – LTE. Сейчас Yota предоставляет интернет четвертого поколения на базе LTE примерно в двадцати городах России, а в 2014 году планирует охватить более сотни городов.
Инновации, без которых нельзя обойтись
С конца 1990-х годов Петербург называют пивной столицей – благодаря «Балтике», ставшей флагманом отечественной пивоваренной индустрии, динамично развивавшемуся Комбинату имени Степана Разина, а также пивоваренной компании «Тинькофф» Олега Тинькова с его громкими рекламными кампаниями – «Он такой один» и «Переходи на Т». Но правильнее назвать Петербург шире – столицей современной российской пищевой индустрии.
На рубеже девяностых и нулевых годов Петербург сформировался как пельменная столица: в 2000 году здесь производилось 300–500 тонн пельменей в день, в то время как в Москве – примерно вчетверо меньше. Компания «Дарья», созданная Олегом Тиньковым в 1998 году, начинала с одного цеха, а уже в 2000 году стала федеральным пельменным брендом. Компания «Талосто» с начала 2000-х входила в число российских лидеров как по объему продаж замороженных полуфабрикатов (пельменей, котлет и др.), так и по доле на рынке мороженого. А главное, что российские потребители получили вкусный и разнообразный продукт вместо слипшихся комков социалистических «сибирских».
Комбинат «Петмол» первым познакомил петербуржцев с йогуртом и молоком длительного хранения, компания «Хлебный Дом» - с хлебом в нарезке, хлебом в упаковке, тостовым хлебом и десятком других продуктов, без которых сегодня невозможно представить жизнь.
Генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед» (кстати, тоже ставшей национальным лидером) Денис Котов справедливо отмечает: «Выдающиеся компании города доказали, что по своему инновационному потенциалу Петербург не уступает ведущим мировым центрам».