Профсоюз: Забастовка на заводе Ford во Всеволожске усиливается
Забастовка на заводе Ford Sollers во Всеволожске продолжается. Более того, как сегодня сообщил РБК Петербург председатель профкома предприятия Игорь Темченко, «забастовка даже усиливается». При этом он отказался назвать точное количество бастующих работников, добавив, что в рамках сегодняшней стратегии это не столь важно. Накануне стратегию забастовки он обозначил как «минимум участников, максимум экономического урона».
«Бастуют ключевые бригады, чтобы была невозможна работа конвейера. Количество бастующих меняется постоянно. Руководство, пытаясь запустить завод, перекидывает людей закрывать дырки», - сказал И.Темченко.
Забастовка началась в понедельник. В частности, не работал цех сварки модели Focus, а сборочная линия Mondeo работала с сильным отставанием от плана. С помощью этих мер профсоюз требует компенсации при сокращении в размере от четырех до 18 зарплат в зависимости от стажа, повышения заработной платы в 2015 году на уровень инфляции, оплаты простоя производства в размере средней зарплаты, а не в две трети от нее, как это предусмотрено законодательством. В настоящее время, кстати, средний оклад на заводе составляет 44 тыс. рублей, но получают рабочие меньше. «Учитывая, как мы работаем, такой суммы не получается. Четырехдневка, простои - в среднем получается 25-30 тысяч», - сказал И.Темченко.
Накануне руководство завода отклонило требования первичной профсоюзной организации предприятия, второй раунд переговоров намечен на 14:00 мск сегодняшнего дня.
Представитель Ford Sollers, в свою очередь, отметил, что на производстве автомобилей забастовка не отразилась, добавив, что в акции участвовали менее 10% персонала завода. Зато это были «ключевые бригады», уточнил Темченко.
Ford Sollers во Всеволожске выпускает две модели Ford - Focus и Mondeo. В 2014 году продажи автомобилей марки снизились на 38%, до 66 тыс. штук. Это, кстати, первый в России иностранный автозавод, он запущен в 2002 году. Поэтому забастовки на нем всегда вызывали широкий общественный резонанс. А их было немало.
Первая забастовка состоялась в ноябре 2005 года. Рабочие требовали повышения зарплаты на треть. 2 ноября сотрудники предприятия на час блокировали производство - так они провели предупредительную акцию. Затем, в том же месяце, прошла недельная «итальянская» забастовка. В результате завод недособирал в сутки порядка 25% автомобилей. Но требования рабочих тогда так и не были удовлетворены.
Следующая «итальянская» забастовка состоялась в марте 2006 года. Теперь руководство завода было готово повысить заплату рабочим на 12,5%, но профсоюз продолжал настаивать на своем - 30%. Потом была в 2013 году, но всего несколько часов: руководство согласилось с требование забастовщиков увеличить зарплату на 1%.
Но самая крупная акция прошла в 2007 году. Тогда, на фоне растущего спроса на иномарки, прежде всего Ford Foсus, рабочие на месяц остановили производство на заводе. Предприятие простаивало с 20 ноября по 17 декабря. Профсоюз требовал увеличения зарплаты с 19 тыс. до 28 тыс. руб. Но руководство было неприступно. В течение месяца работники посменно собирались возле проходной, стояли там с плакатами, играли в зимний футбол и жарили сосиски на мангалах. В итоге у профкома закончились деньги на продолжение акции, и она закончилась ничем.
Всего профком Ford во Всеволожске провел семь забастовок, вспоминает основатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Алексей Этманов. «Несмотря на то что наши требования никогда не удовлетворялись полностью, мы каждый раз постепенно улучшали условия труда работников завода. А уже за нами подтягивались другие иностранные заводы в России», - говорит Этманов.
Если раньше работники бастовали на растущем рынке и предприятие теряло серьезные деньги из-за простоев, то сейчас ситуация иная, поясняет источник в Ford Sollers. Сейчас простой может быть даже выгоден компании, добавил он.
Роман Кизыма