Чиновник Ленобласти: Платные дороги - это бизнес
Председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Алексей Львов объявил о намерении областных властей поощрять частных инвесторов к строительству платных автодорог в рамках государственно-частного партнерства. В интервью РБК Алексей Львов рассказывает подробности своего замысла.
Что побудило вас заняться этой сомнительной темой? Ведь существующий опыт платных дорог в России трудно назвать успешным…
Жизнь заставляет. Бюджет нашего Дорожного фонда не покрывает даже все текущие потребности – по содержанию, ремонту существующих дорог. А ведь надо строить новые – дорог в Ленобласти сильно не хватает. На федеральные субсидии рассчитывать трудно – они сильно ограничены. К тому же их еще надо выбивать. Вот и остается лишь возможность привлекать частных инвесторов.
На чем основан ваш оптимизм?
Платные дороги – это бизнес. Если грамотно составить предложение инвесторам, то, я уверен, желающие найдутся. Потому что такой бизнес имеет свои преимущества – он стабилен и надежен, ведь по дорогам будут ездить всегда. Но, конечно, надо все грамотно просчитать. Платная дорога будет пользоваться спросом, если она решает проблемы водителей, грузовладельцев. Например, позволяет объехать вечную пробку на нынешней дороге. Или сильно сокращает путь. Эти два обстоятельства мы использовали для разработки двух первых предложений инвесторам. Одно – соединение развязки Пискаревского проспекта и КАД с дорогой Санкт-Петербург – Матокса. Такая дорога, в объезд деревни Новое Девяткино, позволяет избежать постоянной пробки на существующей единственной дороге в том районе и обеспечить нормальным подъездом местную промзону и часть жилых комплексов. От нее можно сделать еще и отвод в сторону Всеволожска и таким способом немного разгрузить движение в том районе.
Второй проект – прямая дорога из города Кириши в поселок Рябово. Сейчас приходится ехать в Новгородскую область до Зуево и потом поворачивать на Рябово. Получается крюк в 30 километров. Я уверен, что многие водители готовы будут заплатить небольшие деньги, чтобы проехать напрямую. Так что эта дорога будет пользоваться спросом.
Мы ищем другие подобные места, где новая дорога очевидно будет пользоваться спросом и позволит окупить затраты на строительство. Разумеется, помимо выгоды для инвестора, такие дороги должны решать и транспортные проблемы территорий.
Известно, что сроки окупаемости платных дорог очень большие. Могут ли власти как-то сократить инвесторам эти сроки, чтобы повысить инвестиционную привлекательность таких проектов?
Кое-что сделать можно. В отличие от обычных коммерческих проектов, например жилищных, здесь землю предоставляют власти, так что от земельных хлопот инвестор избавлен. Например, под дорогу на Матоксу мы договорились с Министерством обороны о передаче нам части их земель. Самому инвестору это сделать было бы очень трудно. Кроме того он может получить специальный государственный инфраструктурный грант. Еще в подобных случаях принято предоставлять инвестору в качестве бонуса другие земельные участки для реализации выгодных коммерческих проектов, например, жилищных. Возможны и другие преференции.
Нельзя ли здесь применить механизм программы «Соцобъекты в обмен на налоги», который оказался весьма удобным и для властей, и для жилищных инвесторов при решении проблемы строительства школ и детсадов?
Не думаю. Дороги требуют очень больших затрат и налоги вряд ли могут их компенсировать. Здесь надо искать другие механизмы.
Какой формат ГЧП, по вашему мнению, был бы здесь оптимальным?
По мировой практике хорошо подходит механизм концессионного соглашения. Возможно, будут удобны и другие. Чтобы их применить, необходимо принять хорошо продуманный закон Ленобласти о ГЧП. Сейчас в Госдуме принимается такой федеральный закон. Он уже прошел первое чтение и осенью должен быть принят окончательно. На его основе наш Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности разработает соответствующий областной закон. И тогда мы сможем предложить инвесторам юридическую основу для соглашения. Задача нашего комитета – разработать проекты возможных дорог, просчитать все затраты на их строительство и эксплуатацию, и с учетом возможных доходов от взимания платы за проезд, а также преференций, которые правительство области сможет предоставить инвесторам, составить экономическое обоснование. Вот такое обоснование мы сейчас и готовим для тех двух дорог, о которых я упомянул.
Вы наверно зондировали почву в среде потенциальных инвесторов? Есть ли те, кто в принципе могут согласиться на участие в этих двух проектах?
Да. Жилищные застройщики заинтересовались нашим проектом дороги на Матоксу.
А зачем им это нужно? Ведь для них это не профильный бизнес.
Они строят жилье и хотят развивать свой бизнес на этой территории, но транспортная доступность там очень низкая. Новая дорога повысит привлекательность жилищных проектов для покупателей жилья.
Есть ли уже конкретная компания, готовая строить дорогу?
Группа компаний «Арсенал» в принципе готова за это взяться. Возможно, она сформирует пул инвесторов. Но, конечно, решение будет приниматься только после того, как мы представим экономическое обоснование.
Когда примерно вы его подготовите?
Сначала мы должны спроектировать саму дорогу, потом составим экономическое обоснование и подготовим конкурсную документацию. Дело это не быстрое, но к концу 2014 года, я думаю, мы все это сделаем. К этому времени должна наступить ясность и с юридической основой соглашения.
А перспективные планы у вас есть?
Мы должны сначала отработать механизм на небольших проектах и только после этого будем строить планы на будущее. Потом возможно замахнемся и на большие проекты. Даже на Западе на отработку механизма ушло много времени. Первые проекты платных дорог в Европе были неудачными. Вопросы задавал Владимир Грязневич