Эксперты: Порты Северо-Запада могут заработать лишь на перевалке нефтепродуктов
Рост портов Северо-Запада России в ближайшей перспективе будет обеспечиваться, прежде всего, за счет экспорта нефтепродуктов. Такое мнение в ходе совещания Морской коллегии при правительстве РФ высказал заместитель председателя кабинета министров Сергей Иванов. По его словам, в последнее время четко обозначилась тенденция специализации портов, и она будет продолжена.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин со своей стороны отметил, что порты Северо-Запада еще не готовы к обработке высокотехнологичных грузов. "Наши порты в настоящее время, к сожалению, просто не способны обрабатывать высокотехнологичные грузы", - заявил он.
В то же время И.Левитин указал на то, что определенные подвижки в этом направлении в регионе есть. В частности, в Усть-Луге уже начат прием грузов типа Ro Ro (автомобили и другая колесная техника).
По словам министра транспорта РФ, к 2015г. можно ожидать выполнения первой стратегической задачи, стоящей перед портами Северо-Запада, которая состоит в том, чтобы переориентировать экспортные потоки нефтепродуктов и угля из портов иностранных государств Балтии.
Однако, по мнению губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко, при сохранении нынешней ситуации Большой морской порт Санкт-Петербург не сможет конкурировать с портами Балтики. По ее мнению, проблема заключается в том, что значительная часть доходов петербургского порта уходит из города, в то время как ФГУП "Росморпорт" выделяет недостаточно средств на реконструкцию его причалов. По информации В.Матвиенко, на эти цели выделяется лишь 32% средств, поступающих от деятельности порта.
"Состояние причалов порта оставляет желать лучшего, а наше предложение по включению их реконструкции в федеральную целевую программу не было поддержано", - посетовала губернатор. "Почему деньги, заработанные в нашем порту, уходят на финансирование других? Пусть они зарабатывают сами", - заявила она.
Между тем, по данным И.Левитина, на развитие портов Северо-Запада до 2015г. планируется выделить 279 млрд руб., в том числе 76 млрд руб. – из средств федерального бюджета. Из всей этой суммы 120 млрд руб. предполагается направить на развитие транспортных подходов к порта региона, отметил глава Минтранса.
Напомним, что на Северо-Западе России расположен ряд крупных морских портов: Большой морской порт Санкт-Петербурга, порт Приморск, специализирующийся на перевалке нефти, порты Выборг, Высоцк и Мурманск, Калининградский морской торговый порт, а также строящийся в Ленобласти порт Усть-Луга.