Почему растет спрос на франшизы в Петербурге и стоит ли их покупать
В 2022 году в Петербурге вышло на рынок порядка 600 новых франшиз — что на 11,6% больше, чем в 2021 году, подсчитала компания TopFranchise. Заявок от предпринимателей, желающих открыть предприятие по франшизе, в городе было подано около 4 тыс. — рост составил 3,5% к 2021 году. Ситуация неопределенности в экономике в сочетании с открывшимися новыми нишами подталкивает бизнес чаще обращаться к партнерской модели работы, поэтому рост рынка франшиз продолжится и может ускориться, прогнозируют эксперты. Растут и риски предпринимателей-франчайзи.
«Целый отряд» новых брендов
В 2023 году в России откроется более 3 тысяч предприятий, работающих по франшизе, не считая пункты выдачи заказов, сообщил сооснователь и управляющий партнер проектов TopFranchise.ru/TopFranchise.com Василь Газизулин на дискуссии РБК Петербург «Франчайзинг на пике внимания». Сети пунктов выдачи (ПВЗ), работающие по франчайзингу, добавят к этой цифре еще минимум 3 тыс. новых предприятий. По словам Газизулина, на рынке франчайзинга появится «целый отряд из 500 новых брендов» — столько компаний уже заявили или планируют заявить о начале работы с франшизами.
По данным Российской ассоциации франчайзинга, в 2022 году число заявок на франшизы в России увеличилось на 25%, при этом спрос на отечественные концепции вырос на 67%. Количество предприятий, работающих по франшизе, выросло на 7% и превысило 80 тыс., а число новых брендов, предлагающих франшизы — на 5%. Как уточнили в TopFranchise.ru, за прошлый год вырос спрос на франшизы сетей ПВЗ, общепита, предприятий профиля «Красота и здоровье», компаний сферы образования, медицины, производства.
В 2022 году число заявок на франшизы в России увеличилось на 25%, при этом спрос на отечественные концепции вырос на 67%.
Какие франшизы покупают в Петербурге
В Петербурге, по данным TopFranchise.ru, в топе запросов на покупку — франшизы из сферы услуг (порядка 55%), ретейла, общественного питания и детского развития. Наибольшим спросом в сфере услуг пользовались франшизы пунктов выдачи заказов, центров лабораторной диагностики, сервисов бронирования отелей и других туристических услуг. В сфере ретейла большинство предпринимателей хотели открыть франшизы вейпшопов, аптек, продуктовых магазинов «у дома», таких как «Пятерочка», «Фасоль», магазинов сети «Красное и белое», а также магазинов морепродуктов.
В сфере общепита абсолютными лидерами по количеству запросов на покупку остаются франшизы кофеен и пекарен. Причем предприниматели из Санкт-Петербурга интересуются в основном местными сетями, такими как, например, «Булочная Ф. Вольчека». Такая же ситуация и в сфере детского развития: больше всего предприниматели доверяют местным франшизам. Например, франшизы детской футбольной школы «Зенит-Чемпионика» и питерской сети логопедических центров «Разноцветные цыплята» по итогу 2022 года оказались в топе по количеству заявок от потенциальных франчайзи из Петербурга.
В сфере общепита абсолютными лидерами по количеству запросов на покупку остаются франшизы кофеен и пекарен.
Минимальные инвестиции предпринимателя в открытие бизнеса по франшизе сейчас составляют от 80 тыс. руб. (пункт ПВЗ, при наличии своего помещения) до 20-30 млн руб. (медицинский центр).
Средство приложения капитала
Как рассказала директор международных проектов СДЭК Анна Иоспа, за последний год ее компания получила 23 тысячи заявок на открытие франшизы. Руководитель проекта франчайзинга ГК «МЕДСИ» Дмитрий Баранов отметил двукратный рост заявок на франшизы в своей сети в текущем году, при том что в 2022 году количество заявок выросло на 20% к 2021-му.
Дмитрий Баранов объясняет этот рост, в том числе, наличием свободного капитала у инвесторов. «Примерно год назад, после известных событий, появились люди, готовые инвестировать. Месяца три инвесторы «помолчали», и далее начали решать, куда разместить капитал», — сказал он.
Риски покупателей франшиз
Появление многих новых брендов и снижение порога входа на франчайзинговый рынок повысили уровень предпринимательского риска. «Нередкое явление, когда начинающие предприниматели, взяв кредит или получив субсидию, входят в мелкие франшизы до миллиона рублей, а затем уходят из бизнеса с большими проблемами через процедуру банкротства», — отметил основатель франчайзинговой сети «Велодрайв» Кирилл Остапенко. По его оценке, доля убыточных франчайзинговых предприятий составляет 50-60%. Один из актуальных рисков, по словам Кирилла Остапенко, — это удлинившийся срок окупаемости бизнеса. «Стоимость открытия нового предприятия выросла в два раза, а цены на многие услуги и товары почти не изменились», — пояснил он.
В числе лидеров недорогих франшиз — пункты выдачи заказов, спрос на которые в 2022 году вырос у предпринимателей на 23%. «Если есть помещение, стартовые инвестиции начинаются от 80 тыс. руб., а в среднем составляют порядка 100 тыс. руб.», — сообщил менеджер по развитию бизнеса и привлечению партнеров Оzon Рауль Салахов. По словам Салахова, Ozon предоставляет начинающим предпринимателям финансовую поддержку на первые полгода, что ускоряет окупаемость ПВЗ. Однако с ростом плотности ПВЗ растет конкуренция между разными пунктами выдачи одного маркетплейса — недавно СМИ писали о предложении партнеров компании Wildberries ограничить открытие новых пунктов в непосредственной близости от уже существующих. Ozon, напротив, планирует снять данное ограничение — как утверждает Рауль Салахов, с ростом оборота интернет-торговли заказов хватит на всех. По его словам, к концу года число ПВЗ этой сети в Петербурге «скорее всего, будет выше 1000».
Также создают риски повышение закупочных цен и одновременное снижение покупательной способности населения. «Год назад сильно подорожали продукты. Это очень сильно сказалось на розничных ценах, и в конце весны — в начале лета прошлого года вся HoReCa достаточно серьезно выросла в цене. В b2c-направлении это повлияло на то, что стало сложнее торговать, гости спускаются из более высоких сегментов в более доступные. Соответственно, с точки зрения франчайзинга, последний год в нашей отрасли был сложный, неопределенный, партнеры ведут себя более осторожно и медленнее принимает решение», — рассказал председатель правления «Суши Wok» Константин Сагалов.
Бывший генеральный директор компании «Амрест Россия» Абдалла Хафез отдельно выделил риски российских компаний, ранее работавших по франшизе ушедших сейчас иностранных брендов. «Есть временной лаг от момента ухода международного бренда до момента, когда бизнес созданной им сети начинает падать — как машина, в которой кончился бензин, продолжает ехать по инерции. В первую очередь, это касается компаний, которые в стратегическом планировании и развитии бизнеса полагались на франчайзера, а перед собой ставили только цель сиюминутного извлечения прибыли», — сказал он.
Другие локации
Определенный риск создает и проблема с выбором хорошей локации — помещений в центральных районах Петербурга, на улицах с хорошей проходимостью, почти нет, утверждают участники рынка. Поэтому усиливается тренд на уход бизнеса из центра города в новые районы, в густозаселенные жилые локации. «Мы наблюдаем, что в новых районах, новых жилых комплексах, продажи не хуже, а даже порой лучше, чем в центре», — отметил Абдалла Хафез.
Помещений в центральных районах Петербурга, на улицах с хорошей проходимостью, почти нет, утверждают участники рынка.
Заместитель генерального директора Лабораторной службы Хеликс Дарья Горякина подтверждает: «Петербург очень плотно занят с точки зрения помещений, здесь мы ценим любую возможность открыться, и как только строится новый район, мы стараемся в него зайти». Работа в новых районах имеет свои преимущества: «Как правило, качество помещений достаточно высокое, что очень важно для нас, поскольку существуют жесткие требования к помещениям для получения медицинской лицензии при открытии диагностического центра», — отметила представитель «Хеликса».
О том, что спрос на коммерческие помещения сместился из центров городов на их окраины, свидетельствуют и наблюдения девелоперов. «Бизнес осознал, что зарабатывать можно не только в центре города, но и там, где живут люди. Это, например, привело к тому, что в областном Мурино ставки аренды сравнялись со ставками на Васильевском острове, что еще несколько лет назад считалось невозможным», — констатирует руководитель направления коммерческой недвижимости ГК «А101» Оксана Моисеева. Впрочем, ставки могут зависеть от заполняемости нового проекта — так, существует практика повышать стоимость аренды по мере увеличения количества новоселов.
Оксана Моисеева также отметила тренд на участие девелоперов в управлении коммерческими площадями в проекте — такой подход позволяет не допустить появление в одном доме пяти конкурирующих проектов из одной и той же популярной сферы и снижает финансовые риски франчайзи. «Девелоперу это помогает создать качественную жилую среду, запрос на которую со стороны покупателей в последние годы является одним из основных», — подчеркнула Оксана Моисеева. По ее словам, ГК «А101» для этих целей заранее акцептует помещения у владельцев франшиз. Акцепт — это подтверждение, что помещение соответствует необходимым параметрам сетевого оператора под конкретный бизнес, а модель указанного бизнеса подходит для этой локации.
Рекомендации для франчайзи
Василь Газизулин считает франшизы перспективным вариантом для инвестиций, с учетом резко сократившегося набора возможностей на финансовых рынках. В то же время, как подчеркнул руководитель направления франчайзинга компании «Улыбка радуги» Артур Вдовичев, ошибочно относиться к предприятию по франшизе как к разновидности пассивных инвестиций: «не получится просто купить готовый бизнес и получать с него доход».
Артур Вдовичев рекомендует предпринимателям, выбирающим новые франшизы для партнерства, «долю кредитных средств свести к нулю». Также он советует выбирать франшизу в знакомой сфере бизнеса, либо, если есть желание работать в области, в которой нет квалификации, искать партнера, у которого такая квалификация есть. И третья рекомендация — «пообщаться с действующими франчайзи избранной сети, узнать, какие есть подводные камни, и посмотреть, сколько франшиз открылось под этим брендом, и сколько из них закрылось».