Лента новостей
Искусственный интеллект написал трогательный сценарий рекламного ролика 20:46, РБК и Lexus SANA сообщило о гибели 17 мирных жителей при авиаударе коалиции в Сирии 20:30, Политика Катарский министр заявил о планах инвестировать в США $20 млрд 20:00, Бизнес Лофт, ар-деко или неоклассика: какой ремонт сделать в квартире 19:46, РБК и Экспострой на Нахимовском Сборная России по хоккею второй раз подряд выиграла Кубок Первого канала 19:42, Спорт Порошенко назвал условие для снятия военного положения 19:35, Политика Замглавы ФСИН анонсировал закрытие СИЗО «Бутырка» 19:19, Общество Глава МИД Турции заявил о проработке США вопроса экстрадиции Гюлена 19:02, Политика Чемпионат Англии по футболу. «Ливерпуль» — «Манчестер Юнайтед». Онлайн 19:00, Спорт Медведев поздравил Кожемяко с победой на выборах в Приморье 18:43, Политика Как хакеры «взламывают» людей 18:40, РБК и «Лаборатория Касперского» Порошенко назвал автокефалию вопросом национальной безопасности 18:22, Общество Мужская сборная России заняла пятое место в эстафете на этапе Кубка мира 18:01, Спорт Кожемяко набрал более 60% голосов при подсчете 90% бюллетеней в Приморье 18:01, Политика ДНР заявила о столкновении с украинскими разведчиками 17:50, Политика Вера в надежность денег: почему нужно уходить от депозитов к инвестициям 17:32, РБК и FW Raiffeisen В Москве у здания ФСБ задержали семерых участников акции протеста 17:20, Общество Times узнала о планах главы МВД Британии ужесточить въезд мигрантов из ЕС 17:11, Политика Стали известны результаты закрытых экзитполов в Приморье 16:49, Политика Блок Пашиняна набрал большинство голосов в парламенте Армении 16:48, Политика Бизнес-сериал: как сплотить команду за два дня 16:27, РБК и Volkswagen На выборах в Приморье пытались проголосовать по поддельным паспортам СССР 16:12, Политика Российские биатлонистки в 12-й раз подряд остались без медалей в эстафете 16:08, Спорт После подсчета трети голосов на выборах в Приморье лидирует Кожемяко 15:38, Политика Российский лыжник выиграл первую в карьере гонку на этапе Кубка мира 15:37, Спорт В Петербурге задержали главу дагестанской «дочки» «Газпром межрегионгаза» 15:26, Бизнес Это никому не нужно: как барбершоп в Красноярске вышел на окупаемость 15:22, РБК и «Билайн» Бизнес Саломе Зурабишвили вступила в должность президента Грузии 14:51, Политика
В Петербурге начался передел рынка кофеен
Санкт-Петербург и область, 16 июн 2017, 16:42
0
В Петербурге начался передел рынка кофеен
Фото: pixabay.com

В Петербурге кофейни с моноконцепцией (см. справку) отбирают рынок у кофеен с полным меню. Согласно данным исследовательской компании NPD, трафик в кофейнях быстрого обслуживания за первые четыре месяца 2017 года вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это же время кофейни с полным меню потеряли сразу 11% трафика. Как считают опрошенные РБК Петербург участники рынка, в будущем формат кофеен, где помимо кофе готовят супы и салаты, может и вовсе исчезнуть. 

Модно и дешево

Рост трафика РБК Петербург подтвердили участники рынка. Так, соучредитель сети кофеен «Дабл би» в Петербурге Наталья Ланцевич рассказала о 30% росте трафика.

«Кофейни-моноконцепции — это модный тренд. Они развиваются в крупных городах, где идея чашки кофе на бегу очень востребована из-за высоких темпов жизни. При этом средний чек в них на 30% ниже, чем в кофейнях полного цикла, и составляет 267 руб., — объясняет гендиректор NPD Россия Мария Ванифатова. — Примерно столько же люди тратят в заведениях фаст-фуда». По данным NPD, за первые четыре месяца 2017 года фаст-фуд вырос на 8% и сейчас занимает 42% рынка.

Важный драйвер роста кофеен-моноконцепций — предложение кофе на вынос. По данным NPD, именно ради кофе в бумажном стаканчике посетители перешагивают порог кофеен в 45% случаях. Это вдвое выше, чем в кофейнях классического типа, где кофе на вынос покупают лишь 21% посетителей.

«Кофе с собой» сейчас предлагают все кофейни Петербурга. Однако в моноконцепциях акцент делается на скорость обслуживания, что делает их привлекательными для все более значительной части аудитории, отмечает Ванифатова.

Отцы и дети

Отметим, что кофе в моноконцептуальных заведениях зачастую стоит дороже, чем в кофейнях полного цикла. Однако, как объясняют эксперты, благодаря сокращенному объему заказа средний чек оказывается меньше. Если в кофейнях с обслуживанием гость заказывает в среднем четыре позиции из меню (два напитка, десерт, часто салат или какое-нибудь горячее блюдо), то в моноконцепциях не более 2-2,5.

Оба конкурирующих между собой формата существенно отличаются друг от друга аудиторией. Подавляющая часть клиентуры кофеен-моноконцепций — молодежь. На посетителей в возрасте 16-34 лет приходится 61% трафика (против 38% в кофейнях полного цикла).

Кофейни полного цикла в основном привлекают людей 35-59 лет. Доля таких посетителей за первые четыре месяца 2017 года выросла до 57% против 35% в прошлом году. «В кофейни полного цикла люди идут ради общения и удовольствия, тогда как моноконцепции в первую очередь привлекают удобством», — комментирует данные исследования Ванифатова.

Или туда, или сюда

Как отмечают аналитики NPD, перераспределение трафика на петербургском рынке кофеен происходит на фоне общего сокращения аудитории таких заведений. По данным NPD, в первые четыре месяца 2017 года трафик в кофейнях снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом рынок общественного питания в целом за тот же период сократился лишь на 1%. На кофейни приходится 4% рынка общепита, подсчитали в NPD.

По данным исследований, в США и странах Европы в сегменте кофеен сегодня представлены только моноконцепции, а нишу классических заведений заполняют демократичные рестораны. В Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании на кофейни-моноконцепции в среднем приходится 4% трафика в сегменте общепита. Для сравнения: в России доля кофеен-моноконцепций пока примерно в восемь раз ниже, что, по мнению Ванифатовой, свидетельствует о потенциале для развития этого формата.

В условиях снижения покупательской активности самый эффективный способ выживания для игроков общепита — специализация. «Если раньше на локальной территории было 2-3 кафе и люди приходили, чтобы попить кофе и поесть, то теперь заведений так много, что люди идут пить пиво в одно заведение, кофе берут в другом, а едят в третьем. А когда в заведении и блины, и супы, и жаркое — это все сказывается на цене», — говорит совладелец «Чайникофф» Михаил Гусейнов.

Еще один вариант стратегии в сложившихся условиях предлагает Наталья Ланцевич. «Удержать трафик классические заведения могли бы за счет переформатирования в кафе и акцента на ресторанном меню, а не на кофе — то есть превращаться в бистро европейского типа», — сказала РБК Петербург Ланцевич.

Справка

По данным NPD, к моноконцепциям относятся заведения, которые делают основной упор на кофе, а выпечка, сэндвичи и десерты считаются сопутствующими позициями. Обслуживание в таких кофейнях происходит через прилавок. К данной категории в NPD относят, например, Starbucks, Costa Coffee, McCafe, Кофикс и DoubleB. Также в NPD выделяют кофейни с полным меню типа «Шоколадницы». В таких заведениях, как правило, обслуживает официант, меню включает завтраки, полдники и ужины, а на обед предлагаются горячие блюда и супы. Именно такие кофейни были первопроходцами на российском ресторанном рынке в 1990-х годах и впоследствии выросли в крупнейшие сети с точками во всех крупных городах страны.