Лента новостей
Сотрудник «Роскосмоса» Пайсон стал в деле о госизмене свидетелем 21:06, Политика FT узнала о сомнениях в успехе российско-американского бизнес-форума 21:02, Политика Фарион напомнила хорватам об их украинских корнях 20:49, Политика Три истории о том, как Renault создавал коммерческие автомобили 20:35, РБК и Renault Эксперты оценили число рабов в современной России 20:02, Общество WP назвала имя финансировавшего Бутину российского миллиардера 19:55, Политика В Армении опровергли пересмотр статуса российских пограничников в стране 19:22, Политика Меня там нет: создайте афишу с вами и Брэдли Купером 18:59, РБК и IWC Синоптики пообещали возвращение «жаркого лета» в Москву через неделю 18:56, Общество Авария лишила Себастьяна Феттеля лидерства в чемпионате мира «Формулы-1» 18:34, Спорт Помпео заявил Лаврову о нарушениях Россией договоренностей по Сирии 18:26, Политика «Роскосмос» рассказал об аресте сотрудника ЦНИИмаша после обысков ФСБ 18:19, Общество ФСИН рассказала о пересмотре сроков для 100 тыс. заключенных 18:10, Общество Как сократить расходы на 1 км пробега до 25%: опыт реальных компаний 17:55, РБК и «Шелл» СМИ назвали срок возможной выдачи Эквадором Ассанджа 17:48, Общество Смертник совершил самоподрыв в аэропорту Кабула после прибытия Дустума 17:10, Общество Трамп увидел вред для США в освещении СМИ встречи с Путиным 16:59, Политика Какой автомобиль выбрать для большой семьи 16:47, РБК и Volkswagen Teramont Рогозин заявил о начале работ по созданию новейшей ракеты «Союз-5» 16:36, Технологии и медиа Европарламент заморозил дотации партии Марин Ле Пен 16:09, Политика Reuters сообщил о встречах Бутиной с заместителями глав ФРС и Минфина США 16:04, Политика МЧС предупредило о грозе и сильном ветре в Москве 15:59, Общество СМИ анонсировали переход футболиста «Пари Сен-Жермен» в «Локомотив» 15:48, Спорт Сколько стоит и что дает честная автоматизация промышленности 15:45, РБК и Schneider Electric Сирия и Южная Осетия установили дипломатические отношения 15:36, Политика В ДНР заявили о создании ВСУ нового снайперского подразделения в Донбассе 15:31, Политика В Актау убили бывшего участника казахстанской команды КВН 15:07, Общество Порошенко предсказал установку флага Украины во всех городах Донбасса 14:55, Политика
В Петербурге начался передел рынка кофеен
Санкт-Петербург и область, 16 июн 2017, 16:42
0
В Петербурге начался передел рынка кофеен
Фото: pixabay.com

В Петербурге кофейни с моноконцепцией (см. справку) отбирают рынок у кофеен с полным меню. Согласно данным исследовательской компании NPD, трафик в кофейнях быстрого обслуживания за первые четыре месяца 2017 года вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это же время кофейни с полным меню потеряли сразу 11% трафика. Как считают опрошенные РБК Петербург участники рынка, в будущем формат кофеен, где помимо кофе готовят супы и салаты, может и вовсе исчезнуть. 

Модно и дешево

Рост трафика РБК Петербург подтвердили участники рынка. Так, соучредитель сети кофеен «Дабл би» в Петербурге Наталья Ланцевич рассказала о 30% росте трафика.

«Кофейни-моноконцепции — это модный тренд. Они развиваются в крупных городах, где идея чашки кофе на бегу очень востребована из-за высоких темпов жизни. При этом средний чек в них на 30% ниже, чем в кофейнях полного цикла, и составляет 267 руб., — объясняет гендиректор NPD Россия Мария Ванифатова. — Примерно столько же люди тратят в заведениях фаст-фуда». По данным NPD, за первые четыре месяца 2017 года фаст-фуд вырос на 8% и сейчас занимает 42% рынка.

Важный драйвер роста кофеен-моноконцепций — предложение кофе на вынос. По данным NPD, именно ради кофе в бумажном стаканчике посетители перешагивают порог кофеен в 45% случаях. Это вдвое выше, чем в кофейнях классического типа, где кофе на вынос покупают лишь 21% посетителей.

«Кофе с собой» сейчас предлагают все кофейни Петербурга. Однако в моноконцепциях акцент делается на скорость обслуживания, что делает их привлекательными для все более значительной части аудитории, отмечает Ванифатова.

Отцы и дети

Отметим, что кофе в моноконцептуальных заведениях зачастую стоит дороже, чем в кофейнях полного цикла. Однако, как объясняют эксперты, благодаря сокращенному объему заказа средний чек оказывается меньше. Если в кофейнях с обслуживанием гость заказывает в среднем четыре позиции из меню (два напитка, десерт, часто салат или какое-нибудь горячее блюдо), то в моноконцепциях не более 2-2,5.

Оба конкурирующих между собой формата существенно отличаются друг от друга аудиторией. Подавляющая часть клиентуры кофеен-моноконцепций — молодежь. На посетителей в возрасте 16-34 лет приходится 61% трафика (против 38% в кофейнях полного цикла).

Кофейни полного цикла в основном привлекают людей 35-59 лет. Доля таких посетителей за первые четыре месяца 2017 года выросла до 57% против 35% в прошлом году. «В кофейни полного цикла люди идут ради общения и удовольствия, тогда как моноконцепции в первую очередь привлекают удобством», — комментирует данные исследования Ванифатова.

Или туда, или сюда

Как отмечают аналитики NPD, перераспределение трафика на петербургском рынке кофеен происходит на фоне общего сокращения аудитории таких заведений. По данным NPD, в первые четыре месяца 2017 года трафик в кофейнях снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом рынок общественного питания в целом за тот же период сократился лишь на 1%. На кофейни приходится 4% рынка общепита, подсчитали в NPD.

По данным исследований, в США и странах Европы в сегменте кофеен сегодня представлены только моноконцепции, а нишу классических заведений заполняют демократичные рестораны. В Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании на кофейни-моноконцепции в среднем приходится 4% трафика в сегменте общепита. Для сравнения: в России доля кофеен-моноконцепций пока примерно в восемь раз ниже, что, по мнению Ванифатовой, свидетельствует о потенциале для развития этого формата.

В условиях снижения покупательской активности самый эффективный способ выживания для игроков общепита — специализация. «Если раньше на локальной территории было 2-3 кафе и люди приходили, чтобы попить кофе и поесть, то теперь заведений так много, что люди идут пить пиво в одно заведение, кофе берут в другом, а едят в третьем. А когда в заведении и блины, и супы, и жаркое — это все сказывается на цене», — говорит совладелец «Чайникофф» Михаил Гусейнов.

Еще один вариант стратегии в сложившихся условиях предлагает Наталья Ланцевич. «Удержать трафик классические заведения могли бы за счет переформатирования в кафе и акцента на ресторанном меню, а не на кофе — то есть превращаться в бистро европейского типа», — сказала РБК Петербург Ланцевич.

Справка

По данным NPD, к моноконцепциям относятся заведения, которые делают основной упор на кофе, а выпечка, сэндвичи и десерты считаются сопутствующими позициями. Обслуживание в таких кофейнях происходит через прилавок. К данной категории в NPD относят, например, Starbucks, Costa Coffee, McCafe, Кофикс и DoubleB. Также в NPD выделяют кофейни с полным меню типа «Шоколадницы». В таких заведениях, как правило, обслуживает официант, меню включает завтраки, полдники и ужины, а на обед предлагаются горячие блюда и супы. Именно такие кофейни были первопроходцами на российском ресторанном рынке в 1990-х годах и впоследствии выросли в крупнейшие сети с точками во всех крупных городах страны.