В Петербурге расширяют ограничения для электросамокатов

Власти Санкт-Петербурга ужесточают правила парковки и передвижения на электросамокатах. В перечень локаций, на которые с 20-22 мая будут наложены ограничения, попадает более 46 участков улиц и набережных города. Также в ближайшее время пользователей ждет кратное увеличение штрафов за нарушения.
Грядущие изменения
Введение новых ограничений в ходе очередного заседания в Заксобрании Петербурга анонсировал заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. Как уточняет пресс-служба комитета по транспорту, соответствующее поручение дал губернатор Петербурга Александр Беглов. В частности, речь идет о расширении перечня улиц города, где запретят парковку электросамокатов — так, к уже действующему списку из 59 улиц с 20 мая добавят еще 9 участков городских набережных, в числе которых набережная реки Фонтанки, канала Грибоедова, реки Мойки, участки набережных под мостом Александра Невского, Литейным и Кантемировским мостами и др.
Кроме того, с 22 мая максимальная скорость самокатов будет ограничена до 15 км/ч еще на 25 улицах (сейчас ограничение скорости действует в 133 локациях города). Одновременно с ним в силу вступит аналогичный запрет на превышение скорости на участках улиц, ведущих к 12 станциям метро. В их числе — «Технологический институт», «Московские ворота», «Чернышевская», «Площадь Ленина», «Проспект Ветеранов», «Беговая», «Комендантский проспект», «Ломоносовская», «Проспект Просвещения», «Обводный канал», «Нарвская», «Парнас» и «Улица Дыбенко». Скорость движения на подъездах к станциям нельзя будет превышать только в период часов-пик — с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00 ежедневно.
«Нецелесообразная мера»
Сервисы кикшеринга на ограничение скорости и запрет парковок в ряде мест реагируют с пониманием — соответствующие соглашения о соблюдении правил пользования средствами индивидуальной мобильности (СИМ) компании подписывают с городом с 2021 года. Как сообщили РБК Петербург в кикшеринг-сервисе «Юрент», все участки и правила компании определяют в ходе совместной работы с комитетом по транспорту. Однако в этом году речь идет не только об ограничениях — парламентарии обсуждают возможность наложения полного запрета на движение средств индивидуальной мобильности по тротуарам шириной менее 2-3 м, а также улицам, где зафиксирован высокий пешеходный трафик.
В пресс-службе «Юрент» отмечают, что запрет езды по тротуарам — нецелесообразная мера. По мнению компании, если запрет вступит в силу, то «с учетом недостаточности велоинфраструктуры, пользователям придется передвигаться по проезжим частям, что только увеличит число ДТП с участием СИМ». Кроме того, если кикшеринговые компании смогут сами ограничить движение своих пользователей по тротуарам, то частные СИМ продолжат по ним ездить, уверены представители сервиса.
Помимо предполагаемого запрета, власти Петербурга планируют рассмотреть введение взносов операторами кикшеринга за пользование городской инфраструктурой и объектами благоустройства в зависимости от количества предоставляемых компанией СИМ. Более того — в ходе заседания депутаты рекомендовали операторам кикшеринга зарегистрировать на территории Петербурга юрлица для отчисления налогов в городскую казну и проработать вопрос прохождения верификации пользователей через портал Госуслуги (или) банковские приложения для исключения пользования арендными СИМ лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста.
Санкции за нарушения
Пилотный проект, в рамках которого сотрудники Городского центра управления парковками начали фиксировать нарушения пользователей кикшеринга и передавать данные компаниям для применения штрафных санкций, начал действовать в городе с 1 мая. По информации комитета по транспорту, за период с 1 по 14 мая было зафиксировано 1171 нарушение. Большинство из них пришлось на неспешивание на пешеходном переходе. Также в число популярных нарушений попали езда вдвоем или втроем на одном электросамокате и использование СИМ несовершеннолетними.
Собственный подсчет нарушителей ведут кикшеринг-сервисы. Как сообщили РБК Петербург в компании «Юрент», с начала сезона сервис выявил порядка 10 тыс. нарушений и выписал петербуржцам 5 тыс. штрафов. Сейчас для пользователей сервиса действует следующая система штрафов — за езду двух и более человек на одном самокате штраф составляет 800 руб.; за парковку в неположенном месте — 500 руб.; за передачу аккаунта другому лицу, в том числе несовершеннолетнему, — моментальная блокировка в приложении; за управление самокатом до 18 лет — блокировка аккаунта в приложении; за другие нарушения ПДД будет вынесено предупреждение. При накоплении нескольких предупреждений аккаунт пользователя блокируется. Кроме того, как добавили в пресс-службе кикшеринга — в рамках соглашения, которое компания разрабатывает с другими операторами, в ближайшее время штрафы будут кратно увеличены.
Ранее о контроле движения задумались депутаты Госдумы. Законопроект о введении штрафов в отношении пользователей электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ), а также велосипедов внесли на рассмотрение в Госдуму 16 апреля. Петербург инициативу уже поддержал. Как следует из документа, за превышение скорости движения электросамоката или велосипеда предлагается штрафовать на сумму от 500 до 5 тыс. руб. За движение на самокате или велосипеде по проезжей части дороги в нарушение ПДД — на 2-2,5 тыс. рублей. Такой же штраф придется заплатить за пересечение проезжей части в нарушение правил. Наибольшее наказание грозит тем, кто воспользуется электросамокатом в нетрезвом состоянии — от 20 до 30 тыс. руб.
Справка
Согласно данным пресс-секретаря ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Вячеслава Степченко, с 1 марта по 31 декабря (статистика ведется с 1 марта 2023 года) в авариях с самокатами пострадало 177 человек, в том числе 22 ребенка младше 16 лет.
За период с 1 января по 12 мая 2024 года в городе уже зарегистрировано 41 ДТП с участием СИМ, в которых пострадал 41 человек, в том числе 11 детей в возрасте до 16 лет.
Обновлено 17.05