За десять лет петербургские разработчики IT увеличили экcпорт в 50 раз
Иностранцы активно скупают подешевевший из-за девальвации рубля петербургский софт. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на разработчиков ПО, в 2016 году рынок ожидает рост зарубежных продаж на 15%.
По словам президента некоммерческого партнерства «Руссофт» Валентина Макарова, продажи программных продуктов в Петербурге в 2015 году году выросли на 5% — до $2,3 млрд, зарубежные продажи петербургских разработчиков ПО увеличились на 12% — до $1,3 млрд. По словам В. Макарова, несмотря на сокращение внутреннего рынка разработки ПО на уровне 10%, экспорт продолжает расти (с $345 млн в 2002 году до $6,3 млрд в 2014 году).
Эту тенденцию изданию подтвердил гендиректор разработчика ПО «Аркадия» Сергей Баклан. Его компания увеличила зарубежные продажи в долларах на 8%, в евро — примерно на 28%, в этом году он ожидает роста в целом на 15%. Директор по развитию международного бизнеса Raidix Анна Белова сообщила изданию, что зарубежные продажи выросли на 30%, их доля составляет сейчас 70% и продолжает расти за счет расширения базы международных партнеров. В текущем году А.Белова ожидает для Raidix роста доли экспорта на 10–15%, роста выручки от зарубежных рынков — на 30–40%. В First Line Software рост зарубежных продаж также составил около 30%, доля увеличилась на 10 п. п. — до 70%, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Александр Поздняков.
Как писал ранее РБК Петербург, конкурентоспособность российских IT-компаний заметно выросла с началом девальвации рубля. «Стоимость индивидуальных разработок россиян для западных клиентов стала намного ниже, что сделало нас конкурентными даже по отношению к индийцам», — объяснял ранее директор по развитию рекрутинговой компании «IT-Доминанта» Денис Каланов. Это стало возможным благодаря специфике IT-отрасли — валютное оборудование и софт закупаются не часто, так что основные затраты компаний (от 60% до 90% в разных компаниях, по оценкам экспертов) приходятся на зарплаты сотрудников. При этом квалификация российских специалистов вполне соответствует мировому уровню. «Она не просто высокая, а высочайшая», — говорил директор по развитию компании iTrend Павел Житнюк. Благодаря повышению конкурентоспособности, развитие отрасли IT в России могло бы сильно ускориться (как после кризиса 1998 года), но мешает политика.
Некоторые крупные иностранные компании постепенно сворачивают проекты, связанные с российскими IT-компаниями, поскольку ввиду санкций с россиянами становится опасно работать — увеличиваются риски, особенно при выстраивании долгосрочных отношений. «Это касается главным образом американских компаний, таких как Oracle, Google, Microsoft и других, которые тесно связаны с политикой, — отмечал П.Житнюк. — Но так себя ведут далеко не все, а среди европейцев такой тенденции и вовсе не наблюдается». За последнее время (главным образом в 2014 году) свои центры разработок в России закрыли компании Google, Hewlett-Packard, Adobe, ARRIS (владеет инженерными активами Motorola в России), Microsoft закрыла свой зеленоградский офис по разработке Skype, и некоторые другие. Но еще десятки остались.
В целом, сокращение российских заказов и увеличение западных приводит к реструктуризации отрасли IT. По словам Д.Каланов, примерно треть компаний, выполняющих как российские, так и иностранные заказы (в Петербурге их доля гораздо больше — 70-80%, по оценке В.Макарова), переориентируются на западных заказчиков — сокращают «российские» направления и увеличивают «западные». «У наиболее сильных компаний соотношение экспортных и российских объемов производства смещается с 50/50 на 60-70/40-30 в пользу экспорта», — утверждал В.Макаров.