Секретный код: кому Смольный сдаст недвижимость по льготной цене
Петербургский парламент после внесения поправок окончательно принял закон о поддержке креативных пространств. Организаторы таких пространств смогут арендовать городскую недвижимость по льготной ставке. Креативность чиновники намерены определять по кодам ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), перечень которых включает многое — от дизайна одежды до разработки программного обеспечения. Эксперты опасаются, что из-за такой системы отбора вместо музеев и арт-пространств льготы будут получать близкие к чиновникам бизнесмены, обладающие формальными признаками креативности.
Оксана Дмитриева, депутат Законодательного собрания Петербурга от «Партия Роста»:
Ссылки на зарубежное законодательство при этом не состоятельны: там речь идет о развитии инновационной деятельности, а по этой инновационной деятельности есть отдельное юридическое определение, которое описывает, что представляет собой тот или иной вид деятельности, определены права интеллектуальной собственности и др. А креативное пространство — это в первую очередь архитектурный и градостроительный термин. Термин, который используется в основном применительно к ревитализации, обновлению старых, преимущественно промышленных территорий. К примеру, района доков или «Красного треугольника».
Вопрос о креативных пространствах должен ставиться не комитетом по инвестициям, а КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры — ред.) и КГА (Комитет по градостроительству и архитектуре — ред.). Реализация таких проектов должна начинаться с градостроительной концепции. Такая концепция предопределяет возможности для дальнейшего современного использования зданий. Креатив — это в первую очередь креативное архитектурное решение — как использовать специфическую архитектуру для совершенно новой, неожиданной, необычной функции. Из вокзала — музей, из фабрики — театр. Креативное пространство не обязательно должно быть инновационным — там могут быть и фотостудии, и молодежные кафе, и клубы, и магазины. В нем может не создаваться ничего принципиально нового — оно может просто создавать настроение, атмосферу, общественную жизнь.
Вопросы возникают и к льготным условиям аренды: почему у всех креативных пространств должна быть льготная аренда? Если хорошо продумать такое пространство, это может быть вполне коммерчески успешный проект, которому не нужны значительные льготы. Каждый проект должен рассматриваться индивидуально — для коворкинга условия должны быть одни, для общественных пространств, имеющих туристически привлекательную функцию, — другие. А сейчас этот закон — фактически принимается «для своих», для компаний, которые комитет по инвестициям назовет креативными и просто даст им льготную аренду».
Дарья Качавина, координатор арт-пространства «Тайга»:
Креативные пространства уже много лет существовали и без городского надзора. Недвижимость, которую хотят передать в управление, мы видели, эти объекты в крайне плохом состоянии, среди них есть памятники архитектуры. В них нужно много инвестировать. А креативные площадки в принципе не могут быть высокомаржинальным бизнесом. Поэтому инвесторы, которые будут приходить на предлагаемые объекты, скорее всего, будут далеки от идеи о том, как создать успешное креативное пространство и будут делать обычные офисы с кирпичными стенами. Если посмотреть на Европу, то вы увидите на рынке креативных пространств существенное присутствие выставочной деятельности, а у нас я знаю, пожалуй, только два действующих креативных пространства с выставочной деятельностью, которая задает тот самый вектор в развитии, который не определяется ОКВЭД.
А вообще, конечно, хорошо, что про такие места заговорили. Но для начала эту инициативу необходимо вписать в качественный градостроительный план».
Позиции спикеров могут не совпадать с мнением редакции.