Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
General Motors отправит в ремонт 6 млн машин из-за опасных подушек Авто, 19:30 Нове-Место примет этап Кубка мира по биатлону вместо Пекина Спорт, 19:26 «Химки» обыграли «Уфу» в завершающем первый круг матче чемпионата Спорт, 19:24 Курс Ethereum поднялся выше $600 впервые с мая 2018 года Крипто, 19:14 Кандидат в преемники Чубайса, налог на зарплаты. Главные новости РБК Общество, 19:13 Суд арестовал обвиняемого в перевозке смертницы полковника МВД Общество, 19:09 Toyota обновила седан Camry для Европы Авто, 19:03 В Москве умерла правозащитница и журналистка Лидия Графова Общество, 19:00 Уволенный из РЖД глава «Локомотива» высказался о своем будущем в клубе Спорт, 18:52 Раненого в Карабахе российского офицера доставили на лечение в Баку Общество, 18:51 Как устроено экологическое просвещение в Москве РБК и ДПиООС, 18:48 Акции Tesla обновили исторический максимум Инвестиции, 18:47 Geely объявила дату начала продаж в России нового купе-кроссовера Авто, 18:43 Боярский назвал единственным выходом для РФС поиск нового тренера сборной Спорт, 18:33
Год c COVID-19. Как изменился мир. Данные по России.
С.-Петербург ,  
0 

Хипстерский ад: почему Васильевский остается островом мертвых ресторанов

Александр Затуливетров, основатель ресторанной группы «Скайрест»

По ряду причин центральное положение и «дух Петербурга» не в силах спасти рестораторов Васильевского острова от дефицита спроса. Во-первых, «островная» психология не позволяет жителям Васильевского посещать местные заведения. Во-вторых, мифы об изолированности и перегруженности острова ограничивают спрос со стороны жителей других районов Петербурга. Сами рестораторы не в состоянии развернуть эту тенденцию. Единственный вариант ломки стереотипов в отношении Васильевского — проведение комплекса мероприятий «сверху».

Спать или умирать

История ресторанного бизнеса на Васильевском острове уникальна. С одной стороны, это центр города, где проживает больше 200 тыс. человек. На острове находится большая часть петербургских вузов, довольно много гостиниц и бизнес-центров. С другой стороны, для рестораторов Васильевский — это гиблое место.

Когда на острове открывается новый ресторан, сразу же встает вопрос «для кого?». Прицел на жителей Васильевского острова как на основную аудиторию не разумен. В свободное время островитяне стараются вырваться на материк.

Для жителей Васильевского сходить в ресторан на острове — это как пообедать на первом этаже собственного дома — абсолютно безынтересно. Так что для них ехать на Ваську — либо спать, либо, как писал Бродский, умирать.

Кроме самих островитян, множество студентов и работников офисов проводят на Васильевском уйму времени. Однако любая новая точка, открывающаяся в расчете на таких клиентов, рискует просуществовать недолго.

Студентам и служащим интересны исключительно обеды, тогда как для рестораторов заработок на обедах — это абсолютный миф. Наценка на себестоимость приличного бизнес-ланча чаще всего не превышает 80%, а для успешного ведения бизнеса требуется наценка не менее 200%.

Так или иначе, на острове реализуется ряд успешных проектов, зарабатывающих на обедах. В сущности, они и покрывают почти всю потребность рынка.

Не место для прогулок

Рассматривать горожан или туристов как аудиторию также бессмысленно. Убеждение, что на остров невозможно ни добраться, ни с него выехать, складывалось десятилетиями. Пока этот миф преодолеть не удается, хотя сегодня доехать до Васильевского не труднее, чем, например, до парка Победы. Тем не менее клиент, в силу устоявшихся взглядов, скорее, выберет заведение на Московском проспекте, чем на Васильевском острове.

При этом ставки на Васильевском по сравнению, например, с тем же Московским проспектом или Петроградкой, в разы ниже. Так что раздавать еду на острове можно почти даром. Кроме того, здесь роскошный вид с набережных. Казалось бы, остров должен быть усажен ресторанами по всему периметру. И все же никто туда не едет.

Даже если отбросить «транспортный миф», можно констатировать, что остров совершенно не приспособлен для прогулок. Например, набережная Макарова — это вылетная магистраль, которую спокойно не перейти. Масса людей перемещается по основной пешеходной зоне — 6-7 линиям. Поэтому такая локация представляет мало интереса.

Что-то вроде Христиании

Все это приводит к тому, что одна из ключевых исторических зон Петербурга абсолютно не востребована как досуговый центр. Тогда как на Васильевском (пожалуй, как нигде) силен дух Питера, он мог бы стать ядром местного колорита. Здесь должно было родиться что-то вроде Христиании в Копенгагене.

В то же время для того чтобы стать центром притяжения, острову необходим соответствующий энтертейнмент. Но сама по себе индустрия развлечений здесь развиваться не может в силу тех же причин — пассивности островитян и «транспортного мифа». В итоге образуется замкнутый круг.

Поэтому власти должны проявить инициативу — по крайней мере, районные. Например, аудитория бы потянулась на остров, если бы его трамвайный парк в свое время сделали арт-центром с крафтовыми барами и хипстерскими кафе.

Район стал бы интересен как иностранцам (в том числе просто заходящим в порт), так и неформальной молодежи Петербурга. Однако для этого требуется целенаправленная политика городского правительства. В текущих же условиях сложившуюся ситуацию придется ломать десятилетиями.

Ставки аренды:

Арендная ставка на Среднем проспекте Васильевского острова варьируется от 1,8 до 4,5 тыс. руб., тогда как, например, на Большом или Каменностровском проспектах Петроградской стороны ставки находятся в диапазоне 2,5 — 5 тыс. руб. Спросом в основном пользуются помещения в районе метро «Василеостровская» — на 6-7 линиях. Заявки на аренду исходят преимущественно от представителей сегмента фастфуда и доступных концепций общепита (по данным JLL в Петербурге).


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.