Атака на новеньких: как банки обезвреживают конкурентов
Финтех-компании, использующие технологии и инновации, чтобы конкурировать с традиционными финансовыми организациями, серьезно усилили свои позиции на банковском рынке. По мнению экспертов, с каждым днем становится все больше клиентов, готовых поменять услуги банков на аналогичный сервис технологичных компаний. Сами банки предпочитают обезвреживать технологичных конкурентов путем их покупки, рассказал глава «Сбербанка» Герман Греф во время своего выступления на Дне инвестора, прошедшем 14 декабря в Лондоне.
«Дружественные» поглощения
«Банки боятся финтехов, поэтому начинают с гигантской скоростью их покупать. У каждого банка уже довольно большое количество финтехов вокруг. Что мы с ними делаем? Пока коллекционируем», — сказал Герман Греф.
Аналогичной точки зрения придерживается главный системный архитектор «Альфа-банка» Сергей Радул. «Один из способов выживания банковской отрасли — это интеграция с финтех-компаниями, включение их в собственную экосистему. Чем больше они будут зависеть от банков, тем больше рычагов контроля финтех-компаний получит отрасль. Например, если финтех-стартап придумает, как максимально классным способом закрыть ту или иную утилитарную потребность клиентов, то банк, который открыт для партнерства и способен быстро обеспечить нужные этому стартапу сервисы, может стать платформой для всех финансовых транзакций», — отмечает Сергей Радул.
«Банки боятся финтехов, поэтому начинают с гигантской скоростью их покупать. У каждого банка уже довольно большое количество финтехов вокруг. Что мы с ними делаем? Пока коллекционируем»
Самой громкой сделкой в этой области стало учреждение совместного предприятия «Сбербанка» и «Яндекс.Маркета», в которое Сбербанк планирует вложить не менее 30 млрд руб. Другой заметной инвестицией была покупка холдингом «Открытие» (в прошлом головная компания банка «Открытие») 9% в платежном сервисе Qiwi.
Из петербургских банков публично о своей активности на рынке финтех-компаний заявляет только Банк «Санкт-Петербург». Например, летом он анонсировал покупку контроля в компании Qasl, разработчика онлайн-касс для офлайн-точек продаж. В настоящий момент банк рассматривает возможность покупки петербургской компании «Финансист» (разрабатывает сервисы в области финансового учета и планирования), рассказал РБК Петербург директор по развитию диджитал департамента банка Михаил Гаврилов.
Представители других петербургских банков не ответили на запрос РБК Петербург о планируемых сделках по покупке финтех-компаний.
«Прелесть» прихода
По мнению Германа Грефа, в настоящий момент проблема конкуренции с финтех-компаниями не является для банков критически важной, однако уже в ближайшее время ситуация может радикально измениться. Крупные высокотехнологичные организации, такие как Amazon или Google, по его словам, уже в следующем году могут выйти на рынок банкинга. «Вот тогда мы, банки или те, кто себя считают банками, почувствуем всю «прелесть» прихода настоящих конкурентов. Потому что все, что было до этого, — разминка», — добавил банкир.
«Все, что было до этого, — разминка»
При этом финтех-компании в отличие от банков не будут стеснены жестким регулированием, пояснил РБК Петербург глава IT-отдела одного из московских банков. «Например, свое гениальное приложение банк сможет использовать только в пределах той юрисдикции, где он зарегистрирован. Вы не сможете выйти со своим гениальным приложением на рынок США или Китая, не получив соответствующую лицензию. Получив лицензию, вы не сможете привлечь клиента так, как вам и ему удобно, а должны будете подчиниться требованиям той или иной юрисдикции. В России, например, как и в большинстве стран, нельзя открыть человеку счет, если он не пришел с паспортом в отделение банка. Для финтех-компаний таких ограничений не существует. Условно говоря, криптовалютный фонд не потребует от вас паспортных данных, хотя так же, как и банк, будет платить вам проценты и давать деньги в рост», — объяснил эксперт.
Это подтверждает и глава Сбербанка. По его словам, для того, чтобы выйти на рынок банкинга, финтехам совсем необязательно допускать регулятор внутрь своей системы. «Они создадут свои финансовые институты», — сказал Греф.
Трое из Кентукки
Так или иначе, по словам Гаврилова, банки готовы к тому, что через несколько лет функции платежей, переводов и отчасти кредитования перейдут к стартапам. «Например, блокчейн в области криптовалют — это смена парадигмы осуществления платежей и переводов. Если сегодня все транзакции так или иначе проходят через банк, то технология блокчейн позволяет осуществлять их напрямую между контрагентами, без посредников в лице банков. Розничное кредитование также может перейти стартапам, потому что, во-первых, любую информацию для одобрения заявки сегодня можно получить и обработать максимально быстро; во-вторых, условные три программиста из Кентукки будут согласны на маржу в 10 раз меньше, чем банковская, поскольку им не нужно кормить огромный офис».
«Условные три программиста из Кентукки будут согласны на маржу в 10 раз меньше, чем банковская»
Однако, по словам Гаврилова, банкам есть чем ответить на угрозы со стороны финтех-компаний. Во-первых, любые технологии очень быстро копируются, а во-вторых, финтех-компании не смогут продавать клиентам комплексные кастомизированные продукты. «Не сможет крупный производственный холдинг с миллиардной выручкой прокредитоваться в финтех-компании», — добавил эксперт. В этом, по мнению Гаврилова, финтех-компании не могут стать полноценной альтернативой банкам.